• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
НИУ ВШЭ в Санкт-ПетербургеНовостиТеория многоуровневой конкуренции

Теория многоуровневой конкуренции

С 2016 года по 2018 год в департаменте менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург проводится научное исследование, поддержанное в рамках гранта РФФИ №16-02-00172 «Разработка теории многоуровневой конкуренции, её методов и методик». Научный руководитель исследования – доктор экономических наук, профессор  Сергей Светуньков, академический руководитель магистерской программы «Маркетинговые технологии».

Научная проблема, с которой работают учёные, заключается в следующем. Современная теория конкуренции сформировалась трудами многих учёных за несколько столетий становления экономической науки. Последовательно возводя «здание» теории конкуренции, учёные забыли о тех предположениях и упрощениях, которые были высказаны в самом начале становления теории. И теперь оказалось, что теория конкуренции в существенной своей части «пробуксовывает» – практика от теории не получает новых и очень востребованных результатов. Одним из таких результатов является адекватный метод диагностики состояния конкуренции на рынках. Отсутствие такого метода не даёт возможности государству контролировать эффективную конкуренцию, а участникам рынка – правильно понимать ситуацию на рынках.

Главная проблема, которая мешает получить так необходимый метод, заключается в том, что в основе всех существующих методов лежит предположение о том, что рассматриваемый конкурентный рынок одноуровневый – производитель товара встречается на нём с конечным потребителем. Но если подобные ситуации и встречались полтора века назад, то сегодня их просто не существует – товар от производителя к конечному потребителю попадает, проходя через многоуровневые каналы сбыта.

Ситуация на каждом уровне оказывает влияние на конкуренцию на рынке в целом и на других уровнях рынка, в частности. В теории конкуренции нет ни подходов к изучению такой многоуровневой конкуренции, ни инструментов, с помощью которых можно было бы приступить к решению этой задачи.

Коллектив, который работает над решением данной научной проблемой в рамках гранта, представляет собой группу единомышленников, состоящую из сотрудников департаментов Школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, нескольких учёных других организаций и из магистрантов программы «Маркетинговые технологии».

Департамент менеджмента представляют профессор Сергей Светуньков и преподаватель Павел Воробьёв. От департамента экономики в исследовании участвует доцент А.В.Бутаханов. Доцент Я.Ю.Салихова работает в СПбГЭУ на кафедре маркетинга, но является активным участником работ над данным грантом. К.э.н. Виктория Григорьева – директор по маркетингу одной из крупных фирм, работающих в сфере цифровых технологий, также входит в число участников работы над проектом.

Следует отметить активное участие студентов НИУ ВШЭ в работе над грантом. Начинали работу теперь уже выпускники маркетинговой программы «Маркетинговые технологии» Екатерина Прыткова и Регина Шигнанова. Екатерина в настоящее время развивает эту тему в аспирантуре города Киля (Германия), а Регина Шигнанова работает маркетологом в Бурятии. С самого начала принимали участие в работе над грантом и студенты магистерской программы «Маркетинговые технологии» Валентина Маркова и Зарина Мурадова. По результатам своих двухлетних исследований в рамках гранта, они опубликовали научные статьи и подготовили к защите магистерские диссертации по теме гранта. Валентина будет защищать диссертацию на тему: «Активность маркетинговой деятельности и структура конкурентного рынка: исследование взаимосвязи». В этой диссертации Валентина показывает как через маркетинговую активность фирм можно судить об уровне конкуренции на рынках. Зарина будет защищать магистерскую диссертацию на тему: «Оценка уровня конкуренции на основе концепции многоуровневой структуры рынка (на примере рынка лекарственных препаратов Санкт-Петербурга)». В этой диссертации даётся очень тщательный анализ различных концепций исследования конкуренции на рынке – от концепции А.Маршалла и фон Штаккельберга до той, которая сформулирована в нашем исследовании и показано, как последняя концепция позволяет оценить конкуренцию на рынках на примере рынка лекарств нашего города.

Работа над грантом будет завершена в 2018 году и принять участие в работе над ним могут в том числе и те магистранты, которые поступят на программу «Маркетинговые технологии» в этом году.