Обучение абитуриентов как педагогический проект
17 марта 2017 года завершился цикл видеоконференций для старшеклассников "На пороге взрослой жизни, прикладной навигатор для будущих абитуриентов", задуманный и осуществленный как совместный проект университета и Фонда поддержки образования.
Целью проекта являлось привлечение внимания учащихся, педагогов, родителей к значимым проблемам выбора образовательного маршрута, программы обучения, вуза. Проект для старшеклассников включил задачи, связанные с социализацией будущих студентов, развитием их функциональной грамотности как потребителей образовательных услуг, участников конкурентной борьбы за право учиться в вузах с высоким рейтингом.
Замысел проекта, состоящий в доведении до будущих абитуриентов, их родителей, педагогов всего комплекса проблем, связанных с изменением социального статуса, приобретением навыков самостоятельности, ответственности, необходимых во "взрослой жизни", был реализован через погружение целевой аудитории в информационные, технологические, аналитические аспекты, стоящих перед ними задач.
Проект позволил успешно реализовать целый ряд задач. Во-первых, удалось акцентировать внимание на характеристиках качества среднего и высшего образования, значимых для построения образовательного маршрута, профессиональной карьеры. Во-вторых, проект помог сориентировать целевые аудитории в современных аспектах поступления и обучения в вузах. В-третьих, он помог продемонстрировать технологии социального проектирования, моделирования и анализа данных для выбора вуза, специальности, профессии.
Системность целей и задач проекта, значимость его для университета обусловили состав его участников. В запуске проекта приняли участие директор петербургского кампуса Высшей школы экономики С.М.Кадочников, научный руководитель факультета довузовского образования О.Е.Лебедев, заместитель директора Фонда поддержки образования А.К.Федоров. К реализации проекта были привлечены руководители направлений и образовательных программ (В.Э.Гордин, Е.В.Казарцев,Н. Г. Горбачева, К.А.Кузьмина, Н.Ю.Конасова), преподаватели Т.Н.Адаменко и И.В. Яблокова. Наличие в проекте аналитической и исследовательской составляющих определили необходимость участия специалистов в области социологических и интернет-исследований, образовательной аналитики (Е.Л. Омельченко, С.Н. Кольцов, А.А. Федюнина). Закономерным стало и участие в проектной группе магистрантов, студентов, школьников. Представители молодого поколения продемонстрировали способы и варианты решения проблем выбора вуза, форм организации студенческой жизни, становления выпускников университета как молодых специалистов.
Наличие объективных данных с сеансов видеоконференций позволило оценить эффективность проекта, выявить особенности его восприятия аудиторией.
Спецификой видеоконференций, организуемых Фондом поддержки образования, является заявительный характер участия в них школ-партнеров. Изучение состава участников видеоконференций позволило получить следующую информацию. Заинтересовались тематикой проекта 24 образовательных учреждения различных регионов России. Наибольший интерес аудитории вызвали темы, связанные с прикладными проблемами поступления, выбора вуза. Активный интерес проявился к конференциям, включающим проектную, исследовательскую работу учащихся по выбору учебного заведения, образовательного маршрута. Оценка состава участников конференций показала, что примерно половина из них выбирала отдельные темы. В целом количество выборов составляло от 1 до 6 конференций. Наибольшую заинтересованность в проекте как педагогической программе проявили лицеи из Великих Лук, Элисты, Урюпинска, педагоги и учащиеся гимназии № 11 Санкт-Петербурга.
По завершении проекта были собраны отклики на отдельные конференции, а наиболее активные учащиеся и педагоги поделились своими впечатлениями и мнениями. Дал свою оценку проекта и Фонд поддержки образования.
Ученица 9 класса Иванова Галина. МБОУ СОШ № 6 г. Котово (г. Котово)
"Мне очень понравилась конференция "Мост сотрудничества". Было информативно и интересно. Поднимались очень серьезные вопросы на тему поступления в вузы. Благодаря этому сеансу я поставила себе задачу для достижения жизненных целей. Я осознала, что в настоящее время очень востребованы иностранные языки. Думаю, с материалами конференции следует ознакомить всех учеников старшей школы".
Асия Анварбековна Церенова, педагог-психолог МБОУ "Элистинский лицей" (г. Элиста)
"Уважаемые организаторы, благодарим за конкурс стендовых докладов "Выбор вуза", в котором мы принимали участие в рамках сеанса видеоконференцсвязи. Хотелось отметить выступление ваших подопечных – ребят из гимназии им. Сервантеса, которые собрали краткую полезную информацию по теме, их свободная речь сопровождала интересную презентацию. Нашим лицеистам было полезно, а мне приятно услышать, что ребятам повезло со специалистом, когда они представляли возможности аутотренинга".
МАОУ "Гимназия №6" (г.Губкин)
"Нас очень заинтересовала тема знакомства с образовательными программами Высшей школы экономики, мы планируем посмотреть конференцию on-line и обсудить ее материалы на уроке обществознания".
Алина Быстрова, Анастасия Лайдинен, Елизавета Костенко (ученицы 10 класса ГБОУ Гимназия № 11, Санкт-Петербург)
"В этом году нам посчастливилось поучаствовать в проекте Высшей школы экономики" Прикладной навигатор будущих абитуриентов". На занятиях нам рассказывали о том, что нас ждет в будущем. И если еще в начале учебного года мы не знали, кем нам быть и что делать после школы, то теперь у нас есть определенный багаж знаний, и мы уже точно уверены, что выберем нужный ВУЗ и профессию".
Е. Б. Семенова, заместитель директора по УВР ГБОУ гимназии №11, Санкт-Петербург
"Старшеклассники нашей гимназии посетили весь цикл занятий проекта, а также приняли участие в конкурсе "Успешный выпускник". Все мероприятия обладали не только высокой степенью информативности, но и мотивировали учащихся. Школьники приобрели важные практические навыки: анализа информации о вузах, в том числе, представленной на сайтах университетов, определяли критерии выбора учебного заведения, учились оценивать собственные возможности и интересы и в итоге получили готовый алгоритм действий по выбору дальнейшей образовательной траектории. Хочется отдельно отметить уникальность проекта и возможность педагогам воспользоваться авторскими методическими материалами, разработанными организаторами проекта".
А.К.Федоров, зам. председателя Фонда поддержки образования, Заслуженный учитель России
"Благодарю авторов проекта за его появление в пространстве "Гимназического союза России"! Отрадно, что над проектом трудились лучшие представители управленческого и научного "сословия" ВШЭ, а старт циклу встреч дал директор питерского кампуса Высшей школы экономики – Сергей Михайлович Кадочников. Отличительной чертой "Навигатора" стало не поучение, а научение школьников – тому, как осознанно подойти к выбору профессии и проложить к работе мечты верный образовательный маршрут. Будем ждать новых встреч с вами, уважаемые коллеги!"
Материал подготовлен Н.Ю. Конасовой