Итоговые занятия в Школе молодого исследователя
В феврале, начале марта прошли два последних занятия цикла видеоконференций для школьников, занимающихся исследовательской деятельностью, организованного гимназией № 11 Санкт-Петербурга, Фондом поддержки образования и Питерской Вышкой. Тематика последних встреч была посвящена проблемам оформления и презентации результатов учебных исследований и отработке навыков публичного выступления.
Всего в рамках цикла «Школа молодого исследователя» было проведено пять занятий. Отрадно, что аудитория участников росла от занятия к занятию, и в последних встречах видеоконференцсвязи приняли участие только самые активные и оперативные школьники. Остальные подключались в режиме on-line просмотра.
На февральских и мартовских конференциях работали школьники из городов и населенных пунктов Белгородской, Волгоградской, Калининградской, Костромской, Кировской, Орловской, Ульяновской областей, Ямало-Ненецкого округа, республик Башкортостан, Калмыкия, Саха-Якутия и Татарстан. Некоторые образовательные учреждения привлекли к участию в занятиях целые классы.
Больший интерес вызвало мартовское занятие «Школы молодого исследователя», посвященное отработке навыков публичного выступления, проведенное в формате дебатов.
Тему дебатов «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации» выбрали сами ребята. Наиболее активные участники из общеобразовательных учреждений городов Жирновска, Советска, Элисты и поселка Новониколаевский, первыми подавшие заявки, продемонстрировали свои знания в разработке темы, навыки устной монологической речи, готовность к аргументации, оппонированию и диалогу. Ребята из других студий, также приняли деятельное участие в дебатах, задавая вопросы командам, демонстрируя достижения и резервы их подготовки.
Несмотря на учебный характер занятия, на видеоконференцию были приглашены, имеющие опыт участия в дебатах, эксперты – недавние выпускники, а теперь сотрудники факультета довузовского образования А. И.Никонова и К. А.Чаплыгина, которые оценили как достоинства работы команд, так и необходимость совершенствования навыков аргументации, приемов устной импровизации. Оценив высокий уровень теоретической подготовки всех команд, эксперты отдали пальму первенства ученикам из Новониколаевской средней школы, лицея города Элисты.
Участники видеоконференции отметили пользу методической поддержки занятия, высокий уровень заинтересованности его темой и жанром. Свидетельством этому являются отклики о мероприятии, в том числе, пришедшие от его участников из Новониколаевска:
«Выражаем Вашей команде огромнейшую благодарность за интерес, креативность, эмоции, полученные нашими детьми (да и нами, взрослыми) на сегодняшних дебатах! На самом деле, ребята не хотели уходить домой, они очень ждали продолжения... Полтора часа пролетели в один миг! И еще спасибо за сборник, он нам очень помог».
Занятия в «Школе молодого исследователя» в этом учебном году завершены. Многие из их участников прислали свои работы на ежегодную конференцию «Молодые исследователи», организуемую гимназией № 11 Санкт-Петербурга, Фондом поддержки образования и Питерской Вышкой уже десятый год подряд. Пожелаем ученикам и их педагогам успеха.
Материал подготовлен Н. Ю. Конасовой