• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Компас жизни

28 января 2017 года состоялся конкурс решения ситуационных задач для старшеклассников питерских школ "Компас жизни".  В Питерской Вышке конкурс проводится третий раз, однако, история его существования насчитывает уже более десятка лет. Его появление стимулировали общественные реформы 1990 – 2000-х годов,  направленные на повышение прикладной значимости образования, появление учебных задач,  стимулирующих использование образовательного опыта для решения проблем общественной и частной жизни;  оценки ситуаций, возникающих при выполнении таких типичных ролей как:  "потребитель", "избиратель", "член семьи", "абитуриент", житель мегаполиса, член трудового или учебного коллектива.

Преподаватели и сотрудники НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург  на постоянной основе достаточно давно входили в составы  жюри конкурсов ситуационных задач, проводимых Общественным институтом развития школы. Сегодня Вышка – главный организатор и учредитель конкурса.

В 2016 – 2017 учебном году в конкурсе приняли участие 17 команд из 16 общеобразовательных учреждений – партнеров Питерской Вышки из большинства административных районов Санкт-Петербурга.  Широко были представлены в составе участников не только школы, но и гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов.

Особенностью конкурсов этого года, в том числе такого как "Компас жизни", стало широкое представительство в жюри студентов и магистрантов университета, для которых оценка материалов конкурса, выступлений участников являлась составной частью образовательной программы проведения педагогической практики,  выполнения работ по прикладному учебному проекту.

По условиям конкурса 2017 года его участники на заочном этапе должны были разработать  сюжеты ситуационных задач, направленных на описание типичных, социально или личностно значимых проблем. На очном этапе конкурса необходимо было представить решения задач, разработанных в начале 2000-х годов и сохранивших свою актуальность. На конкурс были отобраны задачи, разработанные командами-участниками конкурсов прошлых лет и вошедшие в пособие рекомендованное для использования в школах России ("Технологии оценивания образовательных результатов",- Издательство Учитель, 2014).

  
Задачи, предложенные на конкурсе, были посвящены проблемам межнациональных и межличностных отношений, стратегии потребительского поведения, ситуаций общественного выбора.  Отбор задач проводился на установочной конференции программы факультета довузовского образования "Наука – школе".

По мнению жюри, в которое помимо студентов и магистрантов вошли сотрудники университета, в том числе факультета довузовского образования, выступления участников этого года отличала серьезность подготовки, увлеченность процессами разбора и обсуждения задач, что отразилось в активных дискуссиях в аудиториях конкурса.

Абсолютными победителями, видимо закономерно, стали команды лицея № 408 Пушкинского района  и гимназии № 148 им. Сервантеса Калининского района, руководители которых, преподаватели истории и обществознания  Н.В.Нестерова и М.А.Белоусова работают со своими учащимися по тематике решения ситуационных задач  уже очень много лет.

В число призеров вошли и команды,  заинтересовавшиеся проблематикой создания и решения кейсов прикладных проблем относительно недавно.  Второе место в конкурсе заняла команда гимназии № 293 Красносельского района. Третье место разделили гимназии № 587 Фрунзенского района и две команды гимназии № 498 Невского района.

Высокое качество подготовки отразилось в баллах, выставленных экспертами за представление решения задач. Совсем немного, от  полубалла до балла не хватило до призовых мест целой группе образовательных учреждений: школам № 338, 237, 667, гимназиям № 406 и № 513. Организаторы конкурса надеятся, что в следующем учебном году их выступления будут еще более успешными, с опытом придет и мастерство.

Материал подготовлен Н.Ю. Конасовой