Гонка по вертикали или современный индикатор качества вуза
В современной жизни международных вузов все большую роль играет их позиционирование в различных авторитетных рейтингах. Повышенное чувство конкуренции работает как дополнительный стимул непрерывно совершенствоваться и производить все более качественный продукт – будь то выпускники или исследования. За последние два года Высшая школа экономики совершила грандиозный скачок в системе международного ранжирования, наглядно продемонстрировав, что успех напрямую зависит от ясного видения целей и вложенного труда. Мы попросили директора НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Сергея Кадочникова поделиться своим видением того, как должен развиваться современный вуз и что делает в этом направлении Питерская Вышка.
- Какова роль университетских рейтингов сегодня?
- Международные университетские рейтинги – относительно новое явление в академическом мире, им не более 15 лет, но и за этот короткий промежуток времени им удалось стать очень заметными, они теперь у всех на слуху. Объяснение этому довольно простое. Высшее образование становится все более международным. Родители будущих студентов и сами абитуриенты всерьез рассматривают возможности обучения заграницей или выбирают вуз в своей стране с учетом его позиционирования на международном рынке. Это обусловлено тем, что многие из них ориентированы на карьеру в международных компаниях, которые зачастую учитывают международные рейтинги при приеме к себе молодых специалистов.
- Какова динамика положения НИУ ВШЭ?
- Высшая школа экономики в последние годы очень заметно выросла в международных рейтингах. Например, она единственным из российских вузов входит в топ-100 лучших университетов мира по предметному рейтингу Times Higher Education в области «Бизнес и экономика», занимая там 83-ю позицию. По другому международному предметному рейтингу – рейтингу QS – мы также являемся лучшим российским университетом по целому ряду профессиональных областей: «Экономика и эконометрика», «Социология», «Бизнес и менеджмент», «Бухгалтерский учет и финансы», а также в «Исследованиях социального развития».
- Есть ли в этом вклад Петербургского кампуса Вышки?
- Конечно, есть, хотя, естественно, оценить его непросто. В частности, 40% успеха в мировом рейтинге QS приносит академическая репутация, оцениваемая зарубежными и российскими экспертами, и еще 10% – репутация университета у работодателей. Для того, чтобы университету стать заметным в рейтинге, необходимо, чтобы значимое число экспертов отметили университет как один из лучших в соответствующей предметной области в топ-10 на национальном и топ-30 на международном уровне. Та же логика работает и для опроса работодателей в отношении университетов, выпускников которых они более склонны нанимать. А для этого, в свою очередь, необходимо очень много вкладываться в развитие международных партнерств, проведение крупных международных мероприятий хорошего уровня. Петербургский кампус Высшей школы экономики стал в последние годы очень заметен своими международными партнерствами, крупными международными мероприятиями. В частности, магистерская программа «Финансы» вошла в международный консорциум IMESS, получив трек программы двух дипломов с Университетским Колледжем Лондона – одним из лучших университетов мира, входящем в топ-10 международного академического рейтинга университетов QS. В последние 2 года мы получили возможность участвовать в международных сетях обмена ERASMUS+ совместно с ведущими зарубежными университетами - King’s College London, Университетом Осло, Университетом Йены, Университетом Порту, Университетом им. Масарика, Университетом им. Гумбольдта в Берлине. В 2017 году уже в четвертый раз пройдет Международная конференция по образованию и мировым городам, регулярно привлекающая большое число специалистов и экспертов из стран БРИКС, Европы, США. В этом году мы также проводим Второй Всемирный Конгресс сравнительных экономических исследований – крупнейший международный научный форум в области Comparative Economics, никогда до этого не проводимый в России.
- Какие критерии можно считать поддающимися подсчету? Над чем работать?
- Это, в частности, показатель цитируемости статей. Мы оцениваем, что по итогам 2016 года вклад кампуса в общее число публикаций НИУ ВШЭ составит порядка 8-10%. При этом кампус показывает очень быстрый рост – еще в конце 2015 года вклад в общее число публикаций составлял не более 4%. Приятно сознавать, что мы вносим существенный вклад в области, по которым НИУ ВШЭ особенно заметна в международных рейтингах. Это, в первую очередь, «Экономика и эконометрика» и «Социология» где еще по итогам 2015 года вклад кампуса в общее число статей составлял порядка 6% и 7% соответственно, а по итогам 2016 годам, по нашим оценкам, составит свыше 10%. Это также предметная область «Бухгалтерский учет и финансы», в соответствии с которой НИУ ВШЭ входит в топ 151-200 университетов мира в QS, а вклад кампуса еще по итогам 2015 года составлял порядка 13%.
- Цитируемость статей тесно связана с качеством профессорско-преподавательского состава. В этой области существует какой-либо план?
- Программа развития нашего университета предполагает, что к 2020 году не менее 60% научно-педагогического состава НИУ ВШЭ составят ученые, включенные в глобальные академические сети, около 20% – выдающиеся практики, лидеры российского профессионального рынка и лишь 20% – будут осуществлять исключительно преподавательскую деятельность (прежде всего в области иностранных языков). Это непростые задачи, решить которые невозможно без активного привлечения специалистов с международного рынка - как начинающих исследователей, лишь недавно получивших степень PhD в одном из ведущих международных университетов, так и уже известных профессоров, готовых делиться своим опытом в создании и развитии перспективных исследовательских команд в нашем университете.
- Как бы вы охарактеризовали работу с кадрами в Питерской Вышке?
- В Санкт-Петербурге деятельность в этом направлении активно развивается с помощью системы рекрутинга преподавателей и исследователей на международном рынке труда. Так, за период с 2014-2016 гг. на работу в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург были приняты 12 зарубежных специалистов на условиях tenure-track conracts. Важно отметить, что в кампус привлекаются не только иностранные ученые, но и приглашаются соотечественники, защитившие диссертации в ведущих зарубежных университетах. На текущий момент общая численность сотрудников НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург со степенью PhD составляет 33 человека (8% от численности ППС). Департаменты менеджмента, экономики, истории и кафедра сравнительного литературоведения являются наиболее привлекательными для высококвалифицированных преподавателей, получивших ученые степени в международных университетах, т.к. в их состав вошло более 60% от общего количества специалистов такого уровня. Зарубежные сотрудники включены не только в преподавательскую деятельность, но и участвуют в развитии административных процессов, активно вовлекаясь в работу коллегиальных органов управления кампусом. Параллельно ведется программа привлечения пост-доков из ведущих зарубежных университетов (post-doctoral fellowship program). По сравнению с 2013 годом их количество увеличилось в два раза.
- Онлайн-образование является важным элементом современной системы высшего образования. Как развивается эта сфера в Вышке?
- Онлайн-обучение в настоящее время является самой быстро развивающейся областью образования. Ученым советом Высшей школы экономики определены ключевые направления развития онлайн-образовательных технологий на 2016-2020 годы. Во-первых, это создание собственных MOOC (Massive Open Online Course) для образовательных платформ с целью продвижения программ, курсов и преподавателей на международном образовательном рынке. Во-вторых, это создание SPOC (Small Private Open Course) для повышения вариативности содержания и более эффективного использования учебного времени. Наконец, программа предусматривает введение различных моделей обучения в формате blended learning.
- Это одинаково актуально и для НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург?
- Санкт-Петербургский кампус видит своей задачей предоставить студентам не только Вышки, но и студентам других вузов в любой точке мира возможность изучения уникального содержания наших образовательных программ. Мы уже предложили для онлайн-изучения в формате MOOC совместный курс выдающегося профессора Евгения Анисимова и к.э.н., доцента департамента менеджмента Юлии Трабской «Санкт-Петербург – столица империи Петра I». В течение 2017 года будет создано еще три курса на английском языке (по социологии, менеджменту и политологии).
Дистанционные образовательные технологии не являются для кампуса чем-то новым, очень активно развивается информационно-образовательная среда, особенно через использование LMS (Learning Management System). По результатам прошлого учебного года доля преподавателей, использующих в своей педагогической деятельности LMS выросла почти в два раза по сравнению с позапрошлым и составила почти 50% от числа всех преподавателей кампуса. В дисциплинах – это треть всех дисциплин программ кампуса. Эти цифры означают, что более 80% студентов бакалавриата и более 50% студентов магистратуры имеют опыт освоения учебных дисциплин в дистанционном режиме.
В текущем учебном году в каждый учебный план включены дисциплины, в которых не менее 80% материалов предлагаются в онлайн формате, а аудиторные занятия проходят в виде консультаций, которые носят поддерживающий учебную деятельность студентов характер.
В настоящий момент идет разработка концепции онлайн-обучения Петербургского кампуса. В числе важнейших мероприятий, предлагаемых этой концепцией: создание студии автономной записи электронных образовательных курсов, формирование пула дополнительных образовательных программ для студентов в формате SPOC, развитие системы повышения квалификации преподавателей по педагогическому дизайну и создание института ассистентов онлайн курсов.