Если работа не нашлась – значит, ее не искали
Магистерская программа «Экономика впечатлений: менеджмент в сфере гостеприимства и туризма» всегда отличалась активным привлечением практических работников к учебному процессу. Одним из них является Наталия Белякова, директор по маркетингу и PR российского представительства итальянского холдинга Domina. Мы поговорили с Наталией Юрьевной о перспективах рынка труда в индустрии впечатлений, о пользе учебы, о ее взгляде на магистерскую программу и многом другом. Представляем вашему вниманию это интервью.
- Наталия Юрьевна, как быстро устаревают знания, полученные в вузе?
- Не вдаваясь в детали: сегодня они устаревают гораздо раньше, чем студент заканчивает обучение. За два года отрасль – особенно сфера услуг, главный питательный бульон экономики впечатлений – меняется настолько быстро, что возникает вопрос: стоит ли тратить еще два года на учебу? Не пора ли окунуться в практику с головой? Свежеиспеченного бакалавра поджидают соблазны в виде МООС, бизнес-тренингов, онлайн-семинаров и прочих экспресс-способов "прокачки скилов". Может ли магистратура дать по сравнению с ними что-то особое?
У нас, практиков индустрии гостеприимства, свой козырный интерес в развенчании бытующих в отношении магистратуры стереотипов. Мы хотим быстро и качественно закрывать, решать кадровый вопрос. А он в отрасли строит остро. Профессионалы с детальным знанием конкретного рынка и широким видением индустрии нужны, как воздух.
- Для чего все-таки нужны два года академических «штудий»?
- Конечно, если после магистратуры вы захотите поступить в аспирантуру – с полученным багажом знаний и компетенций это вполне реально. Но магистратура "Экономика впечатлений" – программа необычная. Это трамплин, который может запустить вас как в академический космос, так и подкинуть вверх по карьерной лестнице, минуя сразу несколько ступенек. В индустрии гостеприимства, где по ней взбираются десятилетиями, такая экономия времени особенно важна.
Во время учебы магистрант питается по идеально сбалансированному меню знаний, в котором блок вводных или интегративных дисциплин уравновешен специализированными прикладными курсами. При этом много времени уделено "полевым работам": практика в оргкомитетах фестивалей, в школах, в креативных пространствах и т.д. Секрет также в том, что практически каждый курс магистерской программы включает в себя плотное общение с практиками. Специалисты приходят в аудитории в рамках мастер-классов или приглашают на экскурсию к себе в компанию. Всё направлено на применение увиденного на практике в учебном процессе – и это сразу чувствуется при общении с магистрантами.
- Означает ли обучение в магистратуре, что студент будет два года без работы?
- Мои наблюдения за судьбами магистрантов свидетельствуют: если в ходе учебы работа не нашлась – значит, ее не искали. Аудиторный и особенно внеаудиторный учебные процессы (оба состязаются друг с другом в интенсивности) построены таким образом, что магистранты имеют все возможности напрямую обратиться к потенциальному работодателю. Вуз берет на себя роль коуча, который не только снабжает вас нужными знаниями, но и открывает двери с надписью stuff only и знакомит с нужными людьми. Все остальное зависит от вас.
Расписание занятий в магистратуре построено таким образом, что его вполне реально совместить с рабочим графиком. Командировка или стажировка? Часть курсов можно пройти и получить по ним аттестацию онлайн. Потенциальные работодатели в этом напрямую заинтересованы.
- Существует мнение, что магистратура в значительной степени повторяет бакалавриат, что в ней много "повторной информации".
- Тех, кто работает в индустрии впечатлений, искренне радует отсутствие в учебном плане магистерской программы "Экономика впечатлений" “"вводных", "ознакомительных" курсов. Напротив, все ориентированы на прирост знаний и умений конкретно в этой сфере. За индустрией впечатлений будущее – растет этот сектор быстрее всего и спрос на профильных специалистов малоэластичен даже в кризисные времена.
Например, никакого общего "Маркетинга" – в расписании "Маркетинг современных технологий", "Динамический маркетинг" и "Маркетинг НКО" на английском. Такая же ситуация – с менеджментом. Заметно, что в магистратуру приходят с разным бакалаврским "бэкграундом", но общая картина мира у них присутствует. Им не надо объяснять зависимость спроса от предложения, а SWOT-анализ не ставит их в тупик. Такие магистранты нам симпатичны – с ними мы сразу, не теряя времени на разжевывание азов, переходим к разбору рабочей конкретики.
- Можно ли сказать, что на программе готовят специалистов для питерской индустрии впечатлений?
- Магистерская программа не готовит специалистов исключительно для петербургской индустрии впечатлений. Но то, что город активно развивает и монетизирует это направление – отличный шанс для получения практических знаний или даже встраивания в текущую рабочую активность. По итогам 2016 года Петербург занимает второе место среди российских городов по индексу креативного капитала (исследование фонда Calvert22 и PwCв России).
Поскольку город уверенно продвинулся в плане развития туризма и креативных кластеров, полученный опыт будет востребован в любой точке России. Или станет отправной точкой международной карьеры: учитывая позиции ВШЭ в мировом университетском рейтинге, у работодателя диплом не вызывает вопросов.
- И последний вопрос, который всегда волнует студентов: много ли придется пахать самостоятельно?
- Этот стереотип развенчивать не буду, потому что он справедливый. Да, именно самостоятельно студенты работают много – как на русском, так и на английском языке. И эту всестороннюю подготовку мы отмечаем у магистрантов Вышки. Если вы хотите добиться успеха в любой области индустрии впечатлений – другого пути нет. Иначе – зачем тратить два года?