• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Елена Омельченко провела лекцию в «Открытом университете»

Директор Центра молодежных исследований Елена Омельченко выступила 12 ноября в «Открытом университете» с публичной  лекцией, на которой рассказала о поколенческом портрете российской молодежи.

12 ноября на Новой сцене Александринского театра прошел пятый «Открытый университет». В этот раз общей темой фестиваля стало «Время». Поэтому на трех секциях проекта («Память», «Включенное наблюдение» и «Белые пятна»)  с публичными лекциями выступили ведущие преподаватели петербургских и европейских университетов. 

Среди спикеров была доктор социологических наук, директор ЦМИ Елена Омельченко. Она прочитала лекцию: «Смотрите, кто пришел: поколенческий портрет современной молодежи». В своем выступлении Елена рассказала о том, чем отличаются поколения X, Y и Z; как влияет на современную молодежь политическая ситуация и актуальные политические проекты, а также о том, какие новые формы активностей популярны среди городской молодежи.

Коротко о главном

«Термин «поколение» постоянно на слуху и используется журналистами, маркетологами, и в обыденных разговорах часто без попытки взглянуть на то, что вкладывал в это понятие его родоначальник – Карл Маннгейм. Его идея заключалась в том, что люди, рождающиеся в одно время, переживают какие-то общие события, как правило, катастрофического характера – катаклизмы, временные особенности и переходы, которые в дальнейшем влияют на их ценности и мироощущение. Социологи часто критикуют этот концепт за обобщение «одновременно рожденных» и взрослеющих в одну гомогенную среду. Однако концепт очень интересен. Согласно этой логике, каждые 20 лет возникают «новые» молодые, отличающиеся ценностным рядом.

Ученые, работающие в этой парадигме, настаивают на том, что существуют ключевой период взросления – от 12 до 16 лет – это, так называемый, формативный период. И считается, что если в этот момент происходят какие-то катаклизмы, то они формируют определенные страхи, фобии, или, наоборот, ощущение гордости, силы, власти. Они выделяют несколько факторов, которые влияют на новые ценности: события (воспоминания), которые оказываются на слуху в это время в городе, стране, мире (к примеру, Олимпиада 1980 или 11 сентября 2001 года). Затем это некие дискурсивные идеи, которые активно продвигаются основными акторами («Миру мир», «Крым наш» и т.д.),  воспитание, а также то, что в этот момент оказывается в дефиците. 

Для нынешнего поколения (1983 – 2000 года рождения) событиями, пришедшими на формативный период, оказались: события на Болотной, события по присоединению Крыма, а также развитие низового повседневного активизма в целом. А ключевые ценности: цифровые технологии, стремление к новому, самосовершенствование, высокая значимость свободы, любовь и семья, а также особое отношение к труду и работе.

Критика подхода связывается с тем, что конструкт «поколения» – это дитя массовых опросов,  и он улавливает только самые общие тренды: выделяемые поколенческие ценности применимы  в основном для среднего класса, а гендерные, культурные и иные различия часто остаются без внимания. Критике подвергаются и «ценности» поколений – высокие абстракции, о которых не говорят, но они аналитически выделяются исследователями.

Опять же настораживают имена. Исследователи, маркетологи, HR-ровцы всячески пытаются придумать названия для нового поколения: «Поколение Пу» (поколение Путина), «Мобильное поколение», «Поколение Android», «Поколение «ЯЯЯ», оно же «Y», «Миллениумы», «Поколение Крыма». Вот в частности последнее определили мы, честно говоря. На наш взгляд, это поколенческое определение может работать. Так, в  2014 году у нас проходило исследование «PROMISE», посвящённое пониманию молодыми людьми истории. В том же году произошли события в Крыму и стало понятно, что эта ситуация разделила семьи, тусовки, субкультуры, солидарности на две стороны баррикад. Выстраивание и проговаривание собственного отношения к Крыму в определенное время было обязательным условием, и  это не могло не сформировать определенные поколенческие синдромы и ценности.

Но можно посмотреть на поколения и с другой перспективы. В нашем центре мы рассматриваем молодежь с точки зрения различных идентичностей и солидарностей. Однако некоторые общие тренды можно назвать:  сегодня происходит маргинализация классических субкультур, а некоторые просто уходят со сцены. Совсем маленькой становится субкультура готов, эмо практически неизвестны, а какие-то идеи панков стали мейнстримом. Также мы выявили, что ключевыми векторами солидарностей становятся отношения молодежи к патриотизму и к гендерному режиму. Если в конце 90-х было напряжение между «гопниками» и «неформалами», то сегодня, скорее, это противостояние «хипстеров» и новых «пропацанских» сообществ. В частности, как выяснилось по результатам исследования «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов», среди нынешней молодежи популярностью пользуются сообщества вокруг здорового образа жизни: воркаут, велосипедисты, различные виды уличной культуры. 

Полная видеозапись лекции доступна на Youtube