• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Педагогическое развитие

Наметившаяся в университете тенденция к увеличению числа англоязычных программ и иностранных студентов обязывает НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург придерживаться высоких международных образовательных стандартов. Быть в тонусе и владеть современными методиками преподавания на английском языке позволяет регулярное участие сотрудников Питерской Вышки в специальных тренингах с участием ведущих международных преподавателей. В сентябре состоялся один из них – «Программа педагогического развития: Принципы и практики обучения в экономике и социальных науках».

С 12 по 16 сентября около 30 преподавателей НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург повышали свою квалификацию на семинарах и практических занятиях под руководством ведущих зарубежных преподавателей из Центра академического мастерства Центра экономических исследований и последипломного образования Экономического института (CERGE-EI, Прага, Чехия).

Поделиться современными методиками преподавания и подготовки лекционных курсов на английском языке приехали руководитель Центра академического мастерства Дэбора Новакова, а также преподаватели этого центра Андреа Даунинг и Пол Витэкер. Все эксперты обладают богатым опытом преподавательской деятельности, который выразился не только в их методике работы с группой на занятиях, но и в том, какую комфортную и непринужденную атмосферу им удалось создать.

Возможно, именно так на практике раскрывается один из принципов, лежащих в основе предлагаемого ими подхода к обучению, – студенто-ориентированное обучение (англ. student-centered learning). Как пояснила Дэбора Новакова, в первую очередь, это обычно подразумевает активное вовлечение студента в процесс. Известно, что на практике преподавателю на лекции удается удерживать внимание студента около 15-20 минут. Далее, чтобы слушатели не теряли ход мысли, необходимо использовать некие дополнительные способы поддержания внимания. Студенто-ориентированное обучение подразумевает необходимость корректно формулировать и задавать вопросы аудитории, давать небольшие задания, иногда давать возможность обсудить тему занятия с соседом по парте.

Стоит отметить, что программа, которую привезли в Питерскую Вышку преподаватели Центра академического мастерства Центра экономических исследований и последипломного образования Экономического института (CERGE-EI, Прага, Чехия) была разработана около 9 лет назад специально с целью повышения качества преподавания экономических и социальных дисциплин в вузах Центральной и Восточной Европы, работающих с англоязычными студентами.

Вполне справедливо, что преподавателям, работающим с иностранными студентами, особенно важно владеть актуальными практиками преподавания на английском языке, модернизировать свои курсы в соответствии с современными требованиями высшей школы и периодически апробировать новые идеи и знания, которые могут быть перенесены на личную практику. На основании того, как ведутся лекции, будет формироваться имидж всего университета за рубежом, куда после обучения вернутся сегодняшние иностранные студенты. В этой связи особенно приятна оценка, которую дала слушателям курса «Программа педагогического развития: Принципы и практики обучения в экономике и социальных науках» Дэбора Новакова:

 Участники данного курса были просто фантастические! Они были полны энтузиазма и внесли немалый вклад в нашу совместную работу, ведь приходя извне, мы не можем досконально знать, по каким принципам строится преподаванием именно в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, а они были очень открыты и продемонстрировали высокий профессионализм.

Дэбора Новакова
Руководитель Центра академического мастерства Центра экономических исследований и последипломного образования Экономического института (CERGE-EI, Прага, Чехия)

Слушатели курса также оценили рекомендации и знания, полученные в ходе данной программы повышения квалификации. Доцент департамента финансов Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Варвара Вадимовна Назарова следующим образом прокомментировала свои впечатления от программы: «Этот курс был интересен для меня сразу по нескольким аспектам. Во-первых, я посмотрела на преподавателей зарубежных вузов, как они ведут лекции, как они преподносят себя, свой материал, в какой форме они делают презентации. Это было очень интересно, потому что, вращаясь в своем замкнутом мире, мы видим только нашу манеру преподавания. Что-то из нее я смогла взять для себя на вооружение. Во-вторых, конечно, профессиональный язык, язык людей, которые говорят на чистом английском языке. Также для меня было очень полезно занятие с Полом, в ходе которого мы презентовали наши лекции, а он давал свои комментарии. К его замечаниям я готова прислушиваться и те ремарки, которые он сделал, будут использованы мной в работе. Они действительно были полезны как взгляд со стороны, причем взгляд со стороны человека, который в этом работает».

Интересной частью образовательного процесса стали презентации своих лекционных курсов, которые участники программы делали на камеру. Как прокомментировала Дэбора Новакова, просмотр своих выступлений перед аудиторией, записанных на видео, позволяет со стороны оценить, хорошо ли были восприняты заданные вами вопросы, ваш язык тела перед классом, как вы используете свой голос, когда говорите, и, наконец, насколько понятен ваш английский язык.

Профессор департамента прикладной политологии Сергей Владимирович Акопов подчеркнул современность и актуальность данного подхода: «Я думаю, что это необходимо, это то, как выбирают нас, нашу программу те продвинутые студенты, которые сначала смотрят нас в режиме онлайн. Это часть профессиональной подачи себя».

Говоря в целом о выступлении на английском языке, Дэбора Новакова выделила несколько значимых моментов: стоит говорить чуть медленнее обычного, давая время понять вас, не стоит пренебрегать логическими паузами в речи, некоторые особо важные тезисы стоит проговаривать несколько раз, а в конце каждого логического завершения темы давать небольшое резюме основной идеи. Тогда лекции будут понятненее, а значит, и интереснее для слушателей.