• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Умножающий познания

«Все наши магистранты, очень занятые люди, прошедшие множество разных курсов повышения квалификации, но рискнувшие пройти еще один образовательный маршрут «по лестнице, ведущей вверх», - Наталья Заиченко, академический руководитель МП «Управление образованием» НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург.

Умножающий познания

- Что отличает МП «Управление образованием» от всех других магистерских программ петербургского кампуса ВШЭ?

- Первое отличие - особенность «контингента». Как правило, эту программу выбирают люди амбициозные - те, кто  практически состоялся в профессии и понимает, как будет развиваться карьера в ближайшие 3-5 лет. Программа очно-заочная и все наши магистранты, очень занятые люди, прошедшие множество разных курсов повышения квалификации, но рискнувшие пройти еще один образовательный маршрут «по лестнице, ведущей вверх».

Второе – необыкновенность профессорско-преподавательского состава. И дело не в том, что на программе более 70% преподавателей - профессора. Дело в том, что абсолютно у каждого преподавателя программы есть опыт управленческой деятельности в самых разных прикладных исследовательских проектах международного и федерального уровней; опыт управления школой или вузом; опыт деятельности в органах власти, что важно для программы по направлению «Государственное и муниципальное управление». Важно и то, что из 22 преподавателей программы 17 человек работают не в Вышке, а в других университетах и организациях Санкт-Петербурга и Москвы, и это значит, что здесь, на программе «Управление образованием», аккумулирован лучший опыт лучших университетов и инновационных площадок в области образования.

Третье - собственно сама программа. Структура МП такова, что с одной стороны, направление «Государственно и муниципальное управление» обязывает обеспечивать общую подготовку настоящих и будущих чиновников, с другой стороны, в рамках магистерской программы «Управление образованием» - специализировать магистрантов исключительно в области образования. И это означает, что расстановка акцентов происходит в процессе работы над диссертацией. Как правило, первая глава посвящается государственной (региональной) образовательной политике, способствующей (или нет) решению рассматриваемой проблемы, а вторая и третья главы - прикладное исследование или проект, предлагающие решение этой самой проблемы.

- Что изменилось в программе со времен первого набора?

- Первый набор был в 2011 году, сейчас уже можно сказать, что мы вполне успешно прожили первую пятилетку, и наша программа стабильно развивается. Растет спрос на программу - конкурс увеличился в 2,5 раза; наши абитуриенты с каждым годом «молодеют», в 2011 году средний возраст составлял 37 лет, сейчас - около 29 лет, значит, молодеет управленческий резерв системы образования. Сформирована команда магистров – выпускников программы, которые имеют у нас неформальный статус «мастера» и теперь участвуют в образовательном процессе - дают мастер-классы на примере своих исследований. Но, по большому счету, программа корректируется каждый год, особенно в части научно- исследовательской работы. Каждый новый набор - это новые люди и значит - новые исследования, новые задачи и подходы к их решению. Программа гибко подстраивается под интересы магистрантов. Самое трудное и любопытное одновременно эти интересы идентифицировать.

- Какие могут быть неожиданности для магистрантов?

- Главная неожиданность состоит в том, что должно быть очевидным: нужно просто серьезно учиться. Наши магистранты имеют в своих портфолио широкий ассортимент курсов повышения квалификации и переподготовки и они ориентируются на этот прошлый опыт. Это ошибка. Пока не нашлось ни одной программы в их историях обучения, сколько- то схожей по интенсивности и уровню требований с программой «Управление образованием».

- Предположим, 2,5 года учебы позади, диплом магистра уже получен. Специалисту стало легче работать? 

- Будет звучать пафосно, но это окажется чистой правдой: после программы будет труднее. При том, что каждый третий наш выпускник (33%) повышает свой должностной статус по окончании обучения или уже во время учебы. Мир образования видится иначе: появляется навык рефлексии переживаемого и происходящего; образовательная политика интерпретируется через доказательные инструменты, а не просто принимается «на веру». В общем, работает правило «умножающий познания, умножает скорбь».

Конечно, мы гордимся своими выпускниками. Их пока не слишком много - три выпуска, 51 человек. Но каких! Нет ни одной магистерской диссертации, за которую я, как академический руководитель программы, не ручалась бы. Каждая диссертация – решенная или поставленная проблема, любопытная для образовательной политики. 
Каждый магистр за период учебы - автор не менее двух статей по теме исследования.
Уверенно могу сказать, что каждая пятая магистерская диссертация выполнена на уровне кандидатской. Все это - благодаря стабильности и энтузиазму профессорско-преподавательского состава программы.

- Ваши ближайшие планы?

- Из «вероятного»:
- переход на выполнение диссертационных исследований и разработку проектов по заказу районных органов образования и руководителей  образовательных организаций (сейчас так работают не более 50% магистрантов);
- выполнение групповых исследований и проектов (пока в нашей копилке только один такой опыт);
- включение в образовательную программу on-line курсов в статусе курсов по выбору.
Из «невероятного» - расширение программы со спецификацией на общее и профессиональное образование. В ближайшее время должен произойти прорыв в направлении профильной и предпрофильной подготовки, которая сегодня больше похожа на фабрику профильных имитаций, а для прорыва нужны лидеры. И мы этим лидерам сможем помочь.  

 9 сентября в 15:00 по адресу ул. Промышленная, д. 17, в ауд. 125 пройдет абитур-встреча с академическим руководителем магистерской программы  «Управление образованием» Н. А. Заиченко.