Теория конкуренции
С начала 2016 года в НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург ведётся научно-исследовательская работа, поддержанная грантом Российского гуманитарного научного фонда на тему «Разработка теории многоуровневой конкуренции, её методов и методик». Научное руководство исследованием осуществляет академический руководитель магистерской программы «Маркетинговые технологии» профессор департамента менеджмента Сергей Геннадьевич Светуньков.
- Теория конкуренции формировалась в экономической науке как её составная часть ещё со времён Адама Смита. Но при этом как объект самостоятельного научного исследования конкуренция попала в поле зрения учёных только в начале XX века. Учёные пытались описать механизм конкуренции, классифицировать виды конкурентной борьбы и предлагали различные методы и подходы к измерению конкуренции на рынках. Что-то получалось, что-то получалось не очень хорошо, но к настоящему моменту теория конкуренции усилиями многих учёных представляет собой довольно развитый раздел экономики. Но при этом в этой теории ещё очень многое остаётся неясным и неизвестным.
- Например?
- Прежде всего, не решена основная задача теории конкуренции. Учёным совершенно не понятно – как измерить уровень конкуренции на рынке? Поясню. Многие столетия врачи не умели измерять температуру тела человека, поэтому, диагностируя его здоровье, оперировали такими понятиями, как жар или холод. И так было до тех пор, пока не был изобретён градусник и шкалы измерения температуры тела. Тогда медицина вышла на другой более высокий уровень развития. Теория конкуренции сегодня также оперируют подобными понятиями – высокая конкуренция, низкая конкуренция и т.п. А прямых инструментов измерения уровня конкурентной борьбы нет.
- Но есть же различные индексы и расчётные коэффициенты, которыми пользуются экономисты? Те же антимонопольные комитеты в разных странах их используют.
- Совершенно верно. Но все эти коэффициенты измеряют не уровень конкуренции и конкурентной борьбы, а её результаты. В основе расчёта индексов лежат доли, которые завоевали участники рынка в результате конкурентной борьбы. А занятая доля – это итог конкурентной борьбы, но не сама борьба. Поэтому некоторые учёные говорят о таком подходе как об измерении конкуренции по её «следам». Теория конкуренции до сих пор не знает – как и в чём измерять уровень конкурентной борьбы, в каких единицах и с помощью какого инструмента.
- Ваше исследование будет посвящено решению этой проблемы?
- Нет, такую проблему сегодня не решить ни нашему коллективу, ни какому другому – учёные не могут предложить показателя прямого измерения конкуренции. Это чрезвычайно сложная задача, требующая многолетних кропотливых исследований. Я этим примером только показал, что, несмотря на богатый теоретический и инструментальный арсенал теории конкуренции, который накоплен сегодня, в этой теории не решены многие основополагающие проблемы. Наш коллектив решил вплотную заняться только одной из них. Дело в том, что теория конкуренции в момент её формирования более ста лет назад создавалась в условиях относительно простых экономических институтов. В то время представление о рынке как о месте, где встречается производитель товара и конечный покупатель, было близким к действительности. Исходя из такой модели рынка, и разрабатывалась теоретическая и методическая база теории конкуренции – потребитель вовсе не учитывался в формировании конкурентной среды, а главное внимание уделялось конкуренции производителей. Сегодня ситуация совсем иная – производитель товара и конечный покупатель никогда не встречаются на рынке. Конечный покупатель приобретает товар только у посредников.
- И как это меняет суть происходящего?
- Существенно меняет. Современные рынки сложны и многоиерархичны. В самом простом случае, который мы и рассматриваем в нашем исследовании, производитель товара предлагает его на оптовом рынке (B2B), где потребителями товара выступают посредники. Очевидно, что их поведение отличается от поведения конечного потребителя. Здесь на этом рынке конкуренция определяется действиями и производителей, и посредников-покупателей. Впрочем, эту ситуацию описал ещё в середине ХХ века немецкий учёный Генрих фон Штакельберг (родившийся, кстати, в 1905 году в Москве). Если, например, на этом рынке сложилась монопсония – диктат одного покупателя, - то конкуренция имеет совсем иной характер, чем, например, монополия – диктат одного производителя. Фон Штакельберг и его последователи детально изучил подобные ситуации, но до сих пор экономическая наука не дала учёным инструмент оценки конкуренции на подобном рынке даже с помощью метода измерения конкуренции по её «следам». К тому же и на розничном рынке (B2C) не всё так просто, как представляли себе создатели основ теории конкуренции. Потребители, которые ранее априорно представлялись как совокупность пассивных участников рыночного взаимодействия, таковыми не являются.
- Как же проявляется их роль на рынке?
- А здесь как раз для ответа на этот вопрос нам и понадобился маркетинг. В маркетинге нет потребителя вообще. Есть потребитель, который относится тому или иному сегменту рынка. Напомню, что под сегментом рынка понимается группа потребителей, одинаковым образом реагирующая на товар и его маркетинговое сопровождение. А это значит, что при изменении маркетингового поведения продавца его потребители могут перейти в другой сегмент к конкурентам. Поэтому не учитывать это обстоятельство при оценке конкуренции на рынке сегодня нельзя.
Как видно, и на рынке B2B, и на рынке B2C есть общее звено – посредник. Поэтому рынок в целом должен быть представлен как сложная система, состоящая как минимум из оптового и розничного рынка, взаимосвязанных друг с другом. И конкуренция на рынке в целом должна оцениваться через конкуренцию на оптовом и розничном рынке. Эту задачу мы и поставили перед собой в нашем исследовании.
- Кто выполняет эту работу?
- Коллектив, который взялся за это исследование, включает в себя, помимо меня, как научного руководителя работы, учёных из различных разделов экономической науки. Доцент Александр Владимирович Бутуханов даёт нам сильное теоретическое подкрепление – он один из сильнейших специалистов в области экономической теории. Доцент Яна Юрьевна Салихова из СПбГЭУ выполнила в своё время под моим научным руководством диссертационное исследование по формированию основ теории сегментной конкуренции. Она работает в нашем исследовательском коллективе. Известный на Северо-Западе России практикующий маркетолог-аналитик Павел Фёдорович Воробьёв, которого мы привлекли и к учебным занятиям на нашей магистерской программе, вносит в наше исследование мощную долю практикоориентированности. Весьма активно работают над научным исследованием магистранты Екатерина Прыткова и Регина Шигнанова. К сожалению, они завершили обучение в магистратуре и не смогут работать с нами дальше, так активно, как прежде, но их эстафету подхватили магистранты первого курса МП «Маркетинговые технологии» Валентина Маркова и Зарина Мурадова. Думаю, что и многие их тех студентов, которые пройдут конкурсный отбор на МП «Маркетинговые технологии» в магистратуре, также подключатся к этой научно-исследовательской работе.
- Каким будет научный итог этого исследования?
- Поскольку мы начали эту работу не на пустом месте и у нас есть сильный научный задел, который и оценили эксперты РГНФ, поддержавшие наше исследование, я уверен, что к концу 2018 года нами будет разработана теория многоуровневой конкуренции с приложением к ней проверенного методического материала по оценке конкуренции, как на уровнях рынков разной иерархии, так и на отдельных отраслевых рынках в целом.