Web Science Summer School 2016
C 30 июня по 6 июля в университете города Кобленц (Германия) проходила летняя школа Web Science Summer School 2016, посвященная исследованию интернета и социальных медиа. Участие в данной школе приняла студентка, недавно окончившая второй курс бакалавриата "Социология и социальная информатика", Алина Бахитова.
- Алина, расскажи, чем ты занимаешься в Высшей школе экономики? Какие у тебя исследовательские интересы?
- Помимо учебной деятельности - посещения лекций и семинаров, я участвую в двух исследовательских проектах. Первый проект связан с изучением мотивации игроков онлайн-игр. Мне интересно понять, почему для некоторых игроков основной мотивацией является, например, возможность общаться с другими игроками, а другие нацелены исключительно на развитие своих персонажей. Во втором проекте я с коллегами изучаю факторы, влияющие на академическую успеваемость и вовлеченность в процесс обучения студентов майнора "Обработка и анализ данных". Майнор посещают студенты разных специальностей; для некоторых это первое знакомство с сложными вычислительными методами. В связи с этим, для нас важно понять, что именно влияет на их успешное обучение. Мы выяснили, что основным фактором, предсказывающим высокую успеваемость студента, стало количество написанных строк кода им за время майнора. Однако это не значит, что на успех в учебе влияют только «технические» навыки. Также важно, например, участие в обсуждении домашних работ или других связанных с майнором тем, на студенческом онлайн-форуме. Первые результаты этого проекта я как раз представляла во время постерной секции на летней школе.
- Сложно ли было оказаться на школе?
- Так случилось, что я пропустила момент, когда организаторы школы выдавали гранты на обучение и на дорогу. Я уже отчаялась и думала, что у меня не получится посетить школу, но, как раз незадолго до конца подачи заявок на школу, я получила специальную стипендию от EMС, которую получили несколько студентов майнора "Data Science". Я немного волновалась, что организаторы не допустят меня на школу, так как она, в первую очередь, была ориентирована на магистрантов и PhD студентов. Однако, мне они написали, что, мои исследовательские интересы очень близки к тому, чему посвящена школа, и я могу принять в ней участие. Я была очень счастлива!
- Какие студенты были участниками данной школы? Она, в основном ориентирована на социальные или вычислительные науки?
- На школу приехали студенты магистерских программ и PhD студентов из разных стран, представляющих различные специальности и исследовательские направления - собрались представители как вычислительных, так и социальных наук, включая социологов, экономистов и антропологов. Несмотря на разношерстность компании нам удавалось находить общие интересы, обсуждать свои идеи и проекты, а также найти коллег для дальнейшей совместной работы.
- Чему была посвящена школа? Чем вы там занимались?
- Во время школы мы слушали лекции ведущих ученых, работающих в области виртуальных исследований, участвовали в тьюториалах, посвященных количественным и качественным методам анализа данных из интернета, а также созданию дизайна исследований. Также, в первый день школы, мы представляли свои работы на постерной секции, благодаря чему удалось познакомиться со всеми и узнать, чем занимаются другие студенты.
Еще мы на протяжении школы мы работали над групповыми проектами под руководством профессиональных исследователей. Например, в моей группе, мы изучали недавно прошумевший Панамский архив с информацией о оффшорных организациях.
- Ты говоришь, что большинство студентов на школе было магистрантами или PhD. Сложно ли было работать вместе с более опытными студентами?
- На самом деле, я изначально думала, что будет сложнее. Меня порадовало, что знания и навыки программирования и анализа данных, полученные за время учебы на программе "Социология и социальная информатика" и на майноре "Data Science", я могла использовать в совместной работе с аспирантами и магистрантами.
- Это первое международное мероприятие по данной теме, которое ты посетила?
- Нет, до этого я уже посещала этой зимой Симпозиум по вычислительным социальным наукам, проходившем в Лейбницком университете социальных наук (GESIS - Leibniz-Institute for the Social Sciences) в Кельне. Я тогда еще с четырьмя студентами департамента социологии посетили симпозиум в качестве слушателей, а наши старшие коллеги представляли результаты своих исследований. Вообще я очень благодарна Вышке за то, что она позволяет своим студентам регулярно посещать различные международные конференции и семинары. Это дает возможность лучше понять, как делается наука в других странах, познакомиться с новыми интересными людьми, обсудить с более опытными коллегами пути развития своего проекта.
- Чем ты планируешь заниматься в новом учебном году?
В этом сентябре запустится наша обновленная бакалаврская программа, которая теперь включает больше курсов, связанных с новыми цифровыми технологиями. Вместе с другими старшекурсниками я участвую в подготовке к запуску новых курсов и буду работать с первокурсниками как учебный ассистент и делиться знаниями.