• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследовать нечто новое

В прошлом году бакалаврская программа «Филология» набрала своих первых студентов, ее уникальность состоит в совмещении фундаментального филологического образования с духом «свободных искусств». Судя по отзывам первокурсников, за этот год на программе сложился дружный преподавательско-студенческий коллектив.

Алина Русских, студентка ОП «Филология»:

- Я начала серьезно заниматься литературой уже в старших классах, поэтому в начале последнего года учебы в школе была точно уверена, что хочу поступить на филологический факультет. Однако определиться с университетом было куда сложнее. Я разговаривала и переписывалась со студентами из разных университетов, и большинство из них жаловались на косность программ, на которых учились: устаревшие системы образования, отрицание новых подходов к изучению предметов, преподаватели, незаинтересованные в учениках. Мне же хотелось учиться на факультете, на котором отношение к литературе и языкознанию будет не только серьёзное, но и лишенное автоматизма – позволяющее студентам учиться не только уже давно известному, но и самостоятельно исследовать нечто новое.
Поэтому появление совершенно новой программы в питерском кампусе Вышки, под руководством Бориса Михайловича Гаспарова, некоторые работы которого я читала еще в школе, очень меня заинтересовало. Через некоторое время к нам в школу пришел Евгений Вячеславович Казарцев, академический руководитель кафедры «Сравнительного литературоведения и лингвистики», и рассказал, что программа нацелена на то, чтобы научить студентов мыслить самостоятельно, быть способными проводить собственные исследования.
Нам действительно помогают вести научную жизнь: в этом году в ВШЭ прошли две серьезные филологические конференции, на которые приехали ученые из разных городов и стран; десять студентов с нашего факультета ездили на конференцию по лингвистике в Москву; пятеро однокурсников уезжают на стажировку в Германию на следующий учебный год. Помимо таких масштабных мероприятий, каждый из преподавателей готов помочь и в индивидуальных проектах: прислать электронный вариант нужной, но редкой книги; посмотреть недавно написанную работу; посоветовать научную литературу.
Кроме обязательной программы, устраиваются и дополнительные занятия, которые можно посещать по желанию: Борис Павлович Маслов в первом полугодии проводил семинары на английском и немецком языке, где мы могли поближе познакомиться с тексами Шекспира, Рильке и многих других писателей в оригинале. Кроме того, наша кафедра регулярно организовывает лекции, которые читают приглашенные преподаватели (например, мы слышали выступления Зенкина, Успенского и т.д.).
Борис Михайлович и Евгений Вячеславович решили приглашать на некоторые заседания кафедры студентов (в основном, старост). Благодаря этому у нас появляется возможность более тесного взаимодействия друг с другом: студенты могут свободно высказать свои пожелания преподавателям или пожаловаться на какие-либо проблемы. Хочется отметить, что каждый из них готов помогать нам в организации не только научных мероприятий, но и внеучебной деятельности.
Так, при нашей кафедре открылся «Зрительский кружок». Профессор Гаспаров часто подчеркивает, что литература тесно связана и с другими видами искусства, такими как музыка и кино. Однако сейчас многие фильмы, повлиявшие на становление как отечественных, так и зарубежных писателей и поэтов, почти забыты. В рамках нашего «кино-кружка» мы смотрим фильмы, предложенные Борисом Михайловичем, в оригинале с субтитрами. За эти полгода мы познакомились с необычными, часто ошеломляющими работами, а обсуждение, которое происходит после просмотра, помогает по-новому осмыслить уведенный фильм или просто поделиться эмоциями друг с другом. Помимо студентов нашей программы «кино-кружок» посещают также и ребята с других факультетов и университетов.
Учеба у нас действительно сложная, бывают недели, когда времени на сон совсем не остается: изучение трех языков (английский, немецкий, латынь), одновременное погружение в литературу и языкознание, чтение различного рода научной литературы, написание эссе, рефератов, статей и курсовых работ требует больших усилий. Однако для тех, кто действительно хочет серьезно заниматься филологией, сложно представить более разностороннюю и вместе с тем глубокую программу. 

Агата Зорина, студентка ОП «Филология»:

- По натуре я – человек сомневающийся. Долго не могла определиться, но все решила встреча с Борисом Михайловичем Гаспаровым, о котором я слышала ранее, он очень живо описал нам то, чем мы будем заниматься. Потом я познакомилась с будущими однокурсниками и окончательно поняла, что хочу учиться в Питерской Вышке. У меня всегда было желание изучать гуманитарные науки. Нравится читать и узнавать новое не только об иностранном, но и о родном языке. Мое внимание привлекла разносторонняя учебная программа, в которой можно было найти не только базовые филологические дисциплины, но и возможность выбора семинара каждому по душе.
Думаю, что после бакалавриата буду учиться в магистратуре, хотелось бы продолжить «грызть гранит науки»!
Тяжело ли учиться в университете? Сложно, но можно. Если правильно распределять свое время и силы. Студенты не только учиться успевают! Внеучебная деятельность в Вышке просто кипит. Любой найдет интересное для себя занятие. На самом деле я стараюсь принимать активное участие во многих мероприятиях: в начале года команда филологов заняла первое место на Межфакультетском квесте, большое значение имел конкурс «Мисс и Мистер», а я лично регулярно хожу на «Что? Где? Когда?». Недавно ездила на конференцию по лингвистике, которую устраивал московский кампус НИУ ВШЭ. В общем, за год впечатлений накопилось очень много, и выбрать самое яркое невозможно.
Абитуриентам, планирующим поступать в Питерскую Вышку хотелось бы пожелать усидчивости и трудолюбия. А так, все будет так, как должно быть. 

Мама Агаты Лариса Зорина, считает, что главное это то, что дочери интересно учиться, значит, выбор вуза был сделан правильно.

- Думаю, опосредованно с выбором вуза я помогла: по долгу службы мне приходилось сталкиваться с пресс-службой и преподавателями Питерской Вышки, постепенно я все больше узнавала и о самом учебном заведении. В 2015 году объявили о первом наборе на ОП «Филология» в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. По образованию я сама филолог, когда узнала, что есть такая программа, подумала, это – судьба! Так получилось, что и на презентацию филологического факультета я пошла сама (дочь была занята). В итоге перед профессором Е. В. Казарцевым оказались я и одна выпускница. Нисколько не смущаясь данным обстоятельством, Евгений Вячеславович предложил нам совместный филологический разбор «Медного всадника». Мне это очень понравилось: как будто я вернулась в собственные студенческие годы, и даже позавидовала будущим абитуриентам.
Готовиться дочери к поступлению я не помогала, но надеюсь, глядя на меня, она приобрела некий вкус к языку и любовь к чтению. Ну, а в учебе на первых порах немного помогала, но и то лишь на уровне редактирования эссе и эмоциональных наставлений. Надеюсь, не занудных.