• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Создать модель, которой можно пользоваться в реальной жизни

Завтра в Доме ученых состоится одиннадцатая торжественная церемония вручения  Премии Бориса  Овсиевича лауреатам 2015 года. В прошлом году почетную награду получила Кристина Мозговая, доцент департамента экономики НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург за работу о  практическом применении математических моделей, системах управления доходами и стратегии овербукинга.

Премия Бориса Овсиевича основана для поддержки талантливых молодых ученых России и присуждается за фундаментальные экономико-математические исследования, выполненные в России. Премия учреждена при Санкт-Петербургском экономико-математическом институте Российской академии наук, директором-организатором и первым директором которого был профессор Борис Львович Овсиевич.

Кристина Александровна Мозговая получила III премию за работу «Математическое моделирование сверхлимитных продаж в управлении доходами авиакомпании».

О теории и практике

На самом деле все то, чем я занимаюсь, предопределено предпосылками моего базового образования. По специальности я – инженер-математик, специализировалась на кафедре прикладной математики и математического моделирования кораблестроительного университета – сейчас это Морской технический университет. Но мне всегда казалось, что это все какие-то фундаментальные знания, а хотелось все, что я получаю, применить на практике. Поэтому параллельно я получила экономическое образование – финансовый менеджмент и предпринимательство. Симбиоз этих двух специальностей и позволил мне приблизиться уже непосредственно к решению практических задач.

Все началось с моей работы в авиакомпании ГТК Россия, базирующейся в Санкт-Петербурге. Мы тогда были одними из первых среди авиаперевозчиков, кто внедрял в свою деятельность автоматизированные системы управления доходами. До этого предполагалось, что все делается на основе ручного труда сотрудников и их интуиции в делах повышения доходности и конкурентоспособности. Тогда-то и было предложено применить стратегию сверхлимитных продаж, как она называется у меня в работе, а во всем мире известна как овербукинг. В случае авиакомпании это продажа количества билетов, превышающего физическую вместимость самолета, чтобы предотвратить неявки пассажиров на рейсы и отмены бронирования. Потому что люди могут в последний момент передумать и по каким-то причинам не явиться на рейс, а перевозчику невыгодно летать с пустыми местами. Вместе с идеей овербукинга возникла проблема, как это применять, на каких рейсах и сколько продавать дополнительных мест. Поскольку рассчитать все это при помощи обычной логики невозможно, я занялась исследованием, которое потом переросло в кандидатскую диссертацию. Всегда хотела создать модель, которой потом можно будет пользоваться в реальной жизни.

Об управлении доходами

Во всем мире овербукинг как стратегия известен еще с 1950-х годов, и в общем-то ведущие российские перевозчики тоже его применяют, хотя часто не афишируют свои действия. На самом деле пассажир даже не знает, что это сверхлимитные продажи – в крайнем случае ему говорят, что произошел технический сбой в системе. Все тщательно скрывают этот факт, потому что одна из причин – боязнь потери репутации авиакомпании. Пассажир же оказывается совершенно незащищённым. Поэтому, как только у меня и моего научного руководителя возникла идея создания такой модели, появилось две проблемы: правомерность такого действия, как сверхлимитная продажа билетов, и поиск какого-то оптимального IT-решения с помощью экономико-математического моделирования, которое потом можно было бы эффективно применять в авиакомпаниях.

Я знаю, что в середине апреля 2015 года ведущие авиаперевозчики обратились к президенту с вопросом о легализации овербукинга в России. Конечно же, сразу начались вопросы: это же перепродажа билетов на рейс, возникнут «лишние» пассажиры, а это означает испорченные нервы, сорванные планы и нарастание социальной напряженности. На самом деле как раз нет. Грамотное математическое решение, где высчитывается именно доля неявившихся на рейс и определяется оптимальное количество мест, которые можно было бы продавать сверх имеющихся провозных емкостей, позволит избежать того недовольства и напряжения, которые существуют сейчас. Исследование актуально еще и тем, что при создании экономико-математической модели я учитываю то изменение, которое могло бы произойти в российском законодательстве, регулирующем отрасль воздушных перевозок. То есть если, например, изменятся компенсации за отказ пассажиру в посадке на рейс, у меня есть параметры, которые очень чувствительны к этим изменениям и можно сразу рассчитать экономический эффект, который получится.

О том, что может изменить математика

Пока это моя первая большая работа, на которую у меня ушло почти четыре года. Сюда входит и практическая работа, и исследование, и апробация, и всевозможные конференции. А дальше хотелось бы непосредственно реализовать эту модель в какой-нибудь авиакомпании, потому что модель уже апробирована на реальных данных и реальном расписании. Сейчас, может быть, авиаперевозчики и боятся применять ее, но если овербукинг будет легализован, то я просто уверена, что сразу же будет озвучен вопрос: как же разработать модель для каждого авиаперевозчика с его конкретными рейсами.

Почему-то в России мало кто применяет на практике системы управления доходами, при том что многие задачи не только на рынке авиаперевозок как раз требуют экономико-математического моделирования. Есть и много смежных областей. Например, планирование пассажирского потока в железнодорожном сообщении, гостиничный бизнес, где тоже есть сверхпродажи мест, продажа билетов на стадионы, в театры, на концерты. Проблемы пересекаются и достаточно хорошо решаются путем, прежде всего, имитационного моделирования, математического программирования и, конечно же, применения теории вероятности и математической статистики. Многие из них – задачи нелинейного программирования, но с помощью их решения могут быть оптимизированы многие процессы.

Источник: http://math.gaidarfund.ru/articles/2316

Приглашаем принять участие в Церемонии награждения лауреатов премии им. Б. Л. Овсиевича, которая состоится 3 июня 2016 года (пятница) в 14 часов в Белом зале Дома ученых им. М. Горького РАН (Дворцовая наб., 26).
В список лауреатов 2015 года вошла Лапина Мария Геннадьевна, старший преподаватель департамента экономики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург за работу «Математическая модель процесса восстановления неограниченного пассажирского спроса по цензурированной выборке продаж».

Организаторы церемонии: Санкт-Петербургский экономико-математический институт РАН, Фонд Егора Гайдара, Санкт-Петербургский научный центр РАН, МЦСЭИ «Леонтьевский центр».