Им нужно общение
«Если вы чувствуете в себе желание и готовность к такому поступку, знаете, что выдержите, обязательно решайтесь на этот шаг и попробуйте себя в этом. Нет, наверное, ничего прекраснее, чем видеть благодарность к тебе в глазах маленького ребёнка, видеть снова зажигающиеся в них огоньки. Им очень нужно внимание, которого у них нет, и мы можем им его дать». Студенты Питерской Вышки навестили воспитанников Свирьстройского детского дома.
Ярыгина Ольга, 1 курс ОП «Менеджмент»:
Холодным и серым утром 24 января 11 студентов встретились и поехали за 250 км от Санкт-Петербурга. Вставать пришлось аж в 5 утра, и ехать четыре часа в одну сторону, но всё это оказалось оправданным, как только мы переступили порог детского дома в Свирьстрое и увидели детишек, которые сразу бросились к нам обниматься.
В Свирьстрой, на мой взгляд, ездить особенно важно, поскольку дома, находящиеся в черте Санкт-Петербурга, весьма «прикормленные». У них много спонсоров, и к ним часто приезжают. В отдаленные же поселки отваживаются ехать далеко не все. Большой проблемой для волонтеров является транспорт, не будь ее, поездки можно было бы совершать значительно чаще.
На самом деле, дети в детском доме не вызывают жалости. Приезжаешь и совершенно не думаешь о том, что у них нет родных. Правда, у некоторых они, что удивительно, есть. Так девочка показывала мне фотографии в своем телефоне, и там промелькнул ее младший брат. На вопрос, здесь ли он, она, вздохнув, пробормотала: «С мамой…», и больше вопросов задавать не хотелось. Вообще, ребята настолько давно так живут, что сами уже не думают об этом. Особенно те, что оказались там еще в раннем детстве. Не знающим, что такое любовь мамы и папы, им не с чем сравнивать то, что они имеют сейчас, поэтому выглядят они вполне довольными жизнью. Поначалу я даже сравнивала место с детским лагерем или жизнью в общежитии, но потом осознаешь, что и в первом, и во втором случае тебе есть куда вернуться. Есть что-то за спиной. А у них нет.
Честно говоря, мне казалось, что раз у них нет своих родных, они должны быть очень дружными, должны любить друг друга, как одна большая семья, но на деле оказалось, что нет. Я наблюдала лишь небольшие разрозненные группки, которые не особенно горят желанием контактировать между собой. И в целом, они всё равно немного «другие», отличающиеся от обычных ребятишек во дворах. Своё место жительства они называют «батором». Почему так – никто не знает. Говорят лишь, что название передаётся из поколения в поколение. Их руки покрыты самодельными кривыми татуировками, уши – неровными дырками. Почти каждый, даже очень маленький, курит.
Развлечь их достаточно нелегко. Как таковой, цельной и чёткой программы у нас не было. Сделали примерный план и дальше ориентировались по ситуации. Смотрели, что детям нравится, а что – нет. Они любят подвижные игры, поэтому их было много. Но при этом очень стесняются стоять одни на публике, как, например, в игре «Крокодил». При организации очень сложно придумать такие игры, которые были бы одновременно интересны и маленьким, и относительно взрослым ребятам.
Интересно наблюдать за всеми на чаепитии в конце дня. Тогда все начинают понемногу раскрепощаться и уже больше и свободнее рассказывать о себе. Невероятно любопытно слушать, пытаться понять их, такое отличающееся от нашего, мировоззрение.
Самое тяжелое всё-таки не приехать, а именно уезжать. Очень трудно держаться, когда ребенок обнимает тебя крепко-крепко на прощание, заглядывает преданно в глаза своим одновременно и взрослым, и детским глубоким взглядом, и просит: «Не уезжай!».
В детские дома ездить определенно стоит. Даже не столько для детей, как бы эгоистично это ни звучало, сколько, пожалуй, для себя. Их жизнь уже успела научить своим серьезным урокам, и, общаясь с ними, начинаешь взрослеть сам: осознаешь себя по-другому, переосмысливаешь свою систему ценностей. Буквально весь обратный путь домой сидишь, прислонив голову к стеклу, и прокручиваешь в голове прошедший день, делаешь для себя серьезные выводы.
Однако такие поездки отнюдь не для каждого. Нужно осмысленно решиться сделать такой шаг. Знать, что сможешь невозмутимо это выдержать, по крайней мере, на глазах у ребят. Им не нужны жалость и наши слёзы, им нужно общение. Лично для меня эта поездка была первой, но я общалась с детьми из детских домов раньше и более ли менее понимала их жизнь, знала, что это такое. Поэтому мне хотелось дать им чуточку своего тепла, добра и заботы.
Если вы чувствуете в себе желание и готовность к такому поступку, знаете, что выдержите, обязательно решайтесь на этот шаг и попробуйте себя в этом. Нет, наверное, ничего прекраснее, чем видеть благодарность к тебе в глазах маленького ребёнка, видеть снова зажигающиеся в них огоньки. Им очень нужно внимание, которого у них нет, и мы можем им его дать. Творите добро!
Дарья Маликина, 1 курс ОП «Менеджмент»:
Сложно сказать, почему я решила поехать в детский дом. Причиной точно не была жалость к детям, скорее желание вырваться из рутины, сделать что-то иное, чего раньше я никогда не делала. Поездка оправдала мои надежды: таких эмоций я раньше не испытывала. Они тоже не поддаются описанию, какое-то светлое чувство умиротворённости и спокойствия, что ли. Так получилось, что в тот день я почти не спала и почти не ела, но к вечеру всё равно была полна сил.
Изначально у нас не было подробного плана «программы», были только наметки: зарядка, игра в крокодила, песни под гитару, чаепитие и запуск воздушных фонариков. Из-за этого я чуть-чуть нервничала, заходя в детский дом, боялась, что детям мы не понравимся. Однако, как только мы вошли, навстречу нам выбежали младшие воспитанники и начали обнимать всех: кого знали и кого не знали. Напряжение спало само собой. Дальше всё шло как по маслу: от знаменитой лагерной зарядки «соко, соко, бачи, бачи» дети пришли в восторг, игры тоже пришлись им по вкусу. В определённый момент программа оказалась без надобности, мы просто общались, шутили, играли. Для запуска воздушных фонариков все вышли на улицу, мы обнимались (темой нашей встречи был День объятий, когда каждый должен обнять минимум восемь человек), фотографировались и прощались, т.к. надо было уже возвращаться домой.
Обычно возникает вопрос о том, идут ли на контакт старшие дети. Идут! По крайней мере, в этот раз шли. Конечно, они не всегда принимают участие в играх, их нужно раскрепостить, но это происходит не из-за негатива, а скорее всего из-за стеснения, боязни показаться ребячливыми. Это не удивительно, большинство из них имеют в жизни горький опыт, который автоматически делает их старше.
Важно ли ездить в детские дома? Я считаю, что это очень индивидуально, кому-то важно, кому-то нет. В какой-то момент мне даже показалось, что эти дети нужны нам больше, чем мы им, при общении с ними мелкие заботы забываются как-то сами собой. Мы для них всего лишь частица внешнего мира, возможность представить, какими они будут за пределами детского дома, поэтому задача каждого, кто едет в детский дом, показать, что люди бывают искренними, приветливыми и отзывчивыми.
Особая благодарность за помощь в организации поездки Сазоновой Инге Валерьевне, заместителю директора НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург; Кузьмину Виталию Геннадьевичу, начальнику эксплуатационно-технического отдела; Алексееву Владимиру Геннадьевичу, ведущему инженеру; водителям Николаю и Александру, которые провезли волонтеров по засыпанным снегом дорогам Ленинградской области.