Музей как зеркало твоей судьбы
Лекция "Создавая публичную историю для миллионов: Вторая мировая война и Холокост» была организована департаментом истории и центром исторических исследований университета при поддержке Генерального консульства США в Санкт-Петербурге. Она прошла в рамках регулярных семинаров «Границы истории».
Разрушенная немецкой армией французская деревня была пустынна даже через несколько лет после окончания войны. Жители никогда больше не возвращались сюда, чтобы возродить свое родное поселение, ибо и восстанавливать там было просто нечего. Ведущая съемку с вертолета камера запечатлела лишь пустые каркасы домов без крыш, похожие на оплавившиеся свечки.
Рей Фарр, документалист, посвятивший двадцать лет созданию исторического кино о Второй мировой войне, Холокосте и Европейской истории 20-го века, не могла не начать свою лекцию с видеоотрывка из фильма «Мир в войне», к появлению которого на экранах она имела прямое отношение. Выпуск этого документального сериала, привлекшего к экранам миллионную аудиторию в западных странах и выигравшего множество премий, включая престижную «Эмми», стал одним из первых шагов к созданию музея Холокоста в Вашингтоне.
«Мир в войне» был создан и впервые продемонстрирован английским телеканалом «Thames» в 1969 году», - вспоминает Рей Фарр – «Было впечатление, что во время показа улицы Лондона становились пустыннее. В Америке фильм также ждал большой успех. Более того, для многих людей это кино определило их жизненный путь. Два года назад на Бристольском культурном форуме, в котором участвовали создатель фильма Джереми Айзекс, продюсеры и исследователи, некоторые участники признавались, что «Мир в войне» подтолкнул их стать преподавателями истории».
Основу фильма составили видеоматериалы, которые Рей Фарр и ее коллеги нашли в немецких архивах. Это была пленка, отснятая офицерами немецкой армии. Ее не использовали в немецких военных хрониках, поэтому это видео не подвергалось ни редактированию, ни цензурированию. Эти же кадры далее вошли в коллекцию открытого в 1993 году Музея Холокоста.
Основанию коллекции предшествовала поездка научной группы из числа организаторов экспозиции в Польшу, в том числе, в частично разрушенный послевоенный Освенцим-Биркенау. Результатом этого путешествия стало понимание, как организовать музей. В частности, из Освенцима исследователи привезли часть настоящего барака, где содержали узников, и встроили его в выставку. Крылья здания соединили стеклянными мостами, напоминающими мосты, по которым переходили улицы евреи, чтобы не сталкиваться с людьми «высшей расы».
«Мы хотели, чтобы наша экспозиция стала для посетителей зеркалом, в котором они бы увидели историю собственной семьи, а также проблемы, несправедливость, трудности и собственную боль», - признается Рей Фарр, - «Думаю, нам это удалось. Я сама проводила экскурсии по музею для людей и разных стран, в том числе, тех, что испытали на себе тяжести тоталитарного режима: Ирака, Руанды, Курдистана и других. Проходя с ними по залам, я смотрела на выставку их глазами, и каждый раз это был другая история».
Создание экспозиции не проходило гладко. Живая память о тех событиях, национальные и политические интересы стран-участников и убеждения причастных к проекту людей сделали определение генеральной идеи, способа презентации и выбор экспонатов серьезным испытанием. Тем не менее, работа была завершена. За годы своей работы музей принял более 30 миллионов человек и сегодня является одним из самых лучших и популярных музеев американской столицы.
Встреча завершилась дискуссией. Участники, половина из которых составляли иностранные студенты, задавали Рей Фарр вопросы, основываясь на собственном опыте взаимодействия с проявлениями тоталитаризма. Прозвучал вопрос в контексте работы Музея ГУЛАГА на Соловках, комментарий о режиме Мао в Китае. Таким образом, история Мемориального музея Холокоста еще раз выполнила свою задачу: быть отражением собственного опыта тех, кто соприкасается с ней.
Подготовила Ольга Бондарь
Виталий Сафонов, бакалавр ОП "История":
Лекция началась с демонстрации впечатляющих отрывков из англоязычного документального фильма, посвященного Холокосту, в создании которого она лично принимала участие. Эпизод фильма содержал фрагменты подлинных немецких видеоматериалов времен Второй мировой войны. Уникальность данной кинохроники состоит в том, что отснятый немецкими военными корреспондентами видеоматериал о действиях нацистской армии по поиску и ликвидации еврейского населения на оккупированных территориях Западной Европы, не использовался в качестве пропаганды во время войны. Затем он был захвачен американскими войсками и доставлен из немецкого архива в фонд Библиотеки Конгресса США, где и пролежал забытый и нетронутый более 20 лет и только во второй половине 20-го века стал известен миру.
Далее Р.Фарр обратилась к проблеме памяти трагических событий Холокоста, подчеркивая, что современные поколения должны выносить уроки из событий прошлого, о чем и рассказывает Музей Холокоста в Вашингтоне, где она долгое время работала директором постоянной выставки. Мемориальный музей Холокоста, открывший свои двери для посетителей в 1993 году, призван не только рассказать об «Окончательном решении еврейского вопроса» в первую очередь американским гражданам, но также стать мемориалом памяти о нескольких миллионах жертв нацистских концентрационных лагерей. Познавательным был рассказ о том, как собирались экспонаты для музея и как планировалось оформление музейных композиций. По словам Фарр, перед открытием музея научная группа, в состав которой входила и она сама, проводила тщательное изучение концлагеря «Аушвиц-Биркенау» и собрала множество артефактов, таких как оригинальные вещи заключенных, часть рельсового полотна, по которому на поездах привозились узники и многое другое для экспозиций. Лектор поделилась одним из самых запомнившихся ей моментов создания выставки – о том, стоит ли выставлять человеческие волосы, собранные в этом лагере. Для решения такого рода вопроса организаторы проконсультировались с выжившими узниками лагеря. Как говорит Фарр, их мнение разделилось: одни считали, что это слишком ужасно, чтобы показывать, другие же, что это нужно показать, поскольку это ужасно. Умело организованная структура помещений демонстрирует посетителям все этапы пути узников концлагеря, что, несомненно, заставляет глубоко прочувствовать состояние обреченности и отрешенности от внешнего мира, погрузиться в атмосферу безысходности и кошмара. В завершение Фарр сравнила музей с зеркалом, в котором каждый переживший заключение в концлагере, находит свою историю.