• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подготовка к конгрессу

Сегодня на Кантемировской прошло второе заседание научно-методического совета при факультете по довузовскому образованию НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург.

Вели заседание руководитель  научно-методического совета (НМС)  д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО Олег Ермолаевич Лебедев и ученый секретарь НМС – Алла Николаевна Бакушина, к.п.н.

Открыл работу НМС доклад  социолога, старшего преподавателя департамента социологии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург Раисы Николаевны Акифьевой по теме: «Современные миграции: моральные паники или реальные угрозы? ».
Основная цель доклада заключалась в рассмотрении современных миграционных процессов (на примере миграционных перемещений в Россию и Европу) в контексте транснационализма и интеграционных подходов. Основные вопросы, которые были предложены для обсуждения на НМС: В чем специфика современных мигрантов? Какие прогнозы можно сделать относительно интеграции мигрантов? Насколько интеграционная перспектива является релевантной для рассмотрения современных случаев? Рассматривались  различные исторические примеры, например, постсоветская миграция русскоязычного населения в Европу, которые анализировались с точки зрения последствий для стран - рецепции и стран происхождения, а также сопоставимости с современными примерами. 

Далее проходила работа в группах. Ее участники  формулировали тематику и примерный перечень проблемных  вопросов для дискуссии на секциях второго Конгресса учителей общественных дисциплин, который пройдет в Санкт-Петербурге 26 марта 2016 г.

Сложность для учителей заключалась в «подготовке» таких вопросов,  которые могут вызвать реальные разногласия, стать предметом обсуждения на конгрессе.

Секции будут проходить в форме дискуссии («круглый стол», «культурная революция», «пресс-конференция» и др.). Участники конгресса заранее получат перечни вопросов для дискуссии и обзор представленных точек зрения. На НМС участникам необходимо было оценить дискуссионность вопросов, предложенных для обсуждения, и сформулировать свои варианты вопросов. Необходимо было получить 3-5 вопросов для каждой секции, которые станут в дальнейшем основой для подготовки сообщений и проведения дискуссий на конгрессе.

Ниже представлена предполагаемая тематика секций и возможные вопросы для обсуждения на них.

Секция 1. Обучение жизни или участие в жизни? (проблемы взаимосвязи формального, неформального и информального образования)

Возможные вопросы для обсуждения:

1. Существуют молодежные субкультуры. Как реагировать на это явление при изучении общественных дисциплин? (никак; включать в программу занятий специальную тему; рассматривать учебные темы с позиций «отцов и детей», другое).

2.Практические знания в области экономики приобретают в повседневной жизни. Как реагировать на это явление при изучении общественных дисциплин? (никак; научить описывать явления повседневной жизни в научных терминах; использовать для постановки проблем; другое).

Секция 2. Компетентность абитуриента. В чём она проявляется? Может ли школа подготовить компетентного абитуриента или не всё зависит от школы?

Возможные вопросы для обсуждения:

1.Существуют явления, которые становятся предметом общественного внимания – экономический кризис, беженцы в Европе, ситуация в Сирии, ситуация в Донбассе и т.д. Это возможность использовать какие-то примеры на уроках или возможность для иного подхода к планированию учебных занятий?

2.Школа должна готовить к продолжению образования. Школа должна готовить к профессиональному образованию. Школа должна готовить к выбору профессии. Школа должна помочь в выборе профессии. Школа должна готовить к выбору вуза. Школа должна помочь в выборе вуза. Что школа должна, что школа может, что школа не должна?

Секция . Какие возможности использует школа для воспитания компетентного гражданина, а какие возможности школа не использует?

Возможные вопросы для обсуждения:

1.Важным результатом школьного образования можно считать опыт принятия учениками самостоятельных решений. Что в школьной практике способствует и что препятствует формированию такого опыта?

2.Умение определять и аргументировать собственную позицию противоречит задаче формирования у учащихся общих ценностей?

Секция 4. Школа ищет таланты? (в области общественных наук)

Возможные вопросы для обсуждения:

1.Надо ли заучивать факты, сведения, определения в условиях новой информационной среды? Можно ли положительно оценивать знания ученика, если при ответе он пользуется учебником или другими информационными материалами?

2.Что обсуждают между собой ученики? Может ли и должна ли школа как-то влиять на проблематику таких обсуждений?

Секция 5. Успешный учитель общественных дисциплин. Кто это?

Вопросы для обсуждения:

1. Какой опыт общения приобретают учащиеся при изучении общественных дисциплин? В какой роли они выступают в процессе общения? Какие возможности школа могла бы использовать для развития коммуникативных способностей учащихся?

2. Меняются ли представления о квалификации учителя с течением времени? Кто считался квалифицированным учителем в советской школе? Кого сегодня можно считать квалифицированным учителем? По каким параметрам оценивается квалификация учителя в управленческой практике? В какой мере требования к квалификации учителя соответствуют /не соответствуют тенденциям развития системы образования?

Общее количество участников НМС составило 53 специалиста разного уровня: учителя общественных дисциплин; завучи, методисты  и директора ОУ и ИМЦ; представители власти (Комитет по образованию Ленинградской области) и вузов – партнёров НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.