Банк для молодежи
Руководители Северо-Западного банка Сбербанка России и сотрудники подразделения «Банк XXI» встретились со студентами Питерской Вышки. Гости рассказали о глобальных изменениях, произошедших в банке за последние пять лет, и о возможностях начала карьеры в одном из ведущих финансовых учреждений страны, представитли новые удаленные сервисы для молодежи.
В начале встречи директор НИУ ВШЭ Сергей Кадочников выразил мнение о том, что в условиях не самой развитой российской финансовой системы появление банка-лидера, способного конкурировать на мировом рынке, - большой рывок, который невозможен без внутреннего человеческого драйва и отлаженной командной работы. Председатель Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк России» Дмитрий Курдюков отметил, что Сбербанк и Высшую школу экономики связывают длительные взаимоотношения: в Северо-Западном подразделении банка работают более 30 выпускников вуза и каждый год студенты проходят стажировку.
Акцент в выступлении спикеров был сделан на том, какие огромные изменения произошли в Сбербанке за последние годы. Если до 2011 года там не было ни мобильного банка, ни Личного кабинета, а количество устройств самообслуживания было недостаточным, то сегодня до 90% банковских услуг клиенты используют дистанционно. В 2011 появился интернет-банк, в 2012 было выпущено мобильное приложение, в 2014 оно было оснащено встроенным антивирусом, банк расширил свое присутствие в социальных сетях и был признан лучшим розничным интернет-банком по версии Global Finance. Каждый, по сути, теперь имеет у себя «банк в кармане» в виде мобильного телефона с приложением и возможностью SMS-банкинга. «Очень многое сделано для того, чтобы по целому ряду направлений мы сегодня не только догнали, но и стали лидерами в Центральной и Восточной Европе, а какие-то вещи делаем первыми в мире», - заявил Дмитрий Курдюков.
Он напомнил, что Сбербанк позиционирует себя как крупнейшая сервисная компания, а если точнее, то как крупная ИТ-компания, имеющая банковскую лицензию: «Все технологии, которые мы сегодня предоставляем с помощью онлайн-сервисов, — основа той платформы, которую будет представлять из себя банк в ближайшие годы. Конечно, мы не перестанем использовать нашу розничную сети и офисы для юридических лиц, просто их количество будет эволюционно уменьшаться. Так, в онлайн-режиме мы получаем до 30% заявок по ипотечным кредитам, автоплатежи ЖКХ в Петербурге составляют около 60-80%».
В основу всех сервисов Сбербанка заложен принцип мультиканальности и клиентоцентричности, доступность в течение 24 часов в любой точке мира. Недавно Сбербанк получил награду за то, что завершил крупнейший в 2015 году в мире проект по интеграции баз данных, объединив около 140 баз в единую архитектурную платформу.
Что касается соцсетей, то они были выбраны основным инструментом общения с клиентами, решения их проблем и получения обратной связи. Появилась концепция «Сбербанк — банк друзей», заложенная в основу будущей digital-стратегии банка. Для повышения общей осведомленности клиентов об услугах банка появились обучающие игровые приложения, обучающий контент, конкурсные механики.
Начальник отдела управления «Банк XXI» Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Павел Татаренко рассказал о том, что в 2011 году на рынок вышли крупные ИТ-компании, предлагающие финансовые услуги: PayPall, «Тинькофф», «Яндекс.Деньги», Google и другие. Сбербанк, как самая крупная финансовая организация, должен был либо принять этот вызов, либо остаться «сберкассой с большими очередями». В 2011 в центральном аппарате создается инновационное подразделение «Банк XXI», ставящее перед собой амбициозную задачу до 2014 года сделать лучший цифровой банк. Кроме этого, все услуги и продукты банка должны быть доступны без посещения офиса, качество сервиса на максимальном уровне, нужно предвосхищать потребности клиента.
Для реализации более расширенного функционала в Сбербанке организован Личный кабинет. Он доступен также через мобильное приложение, синхронизированное с телефонной книгой, что максимально упрощает такие операции, как перевод денег или пополнение баланса. В приложении реализована функция поиска ближайшего банкомата, терминала или отделения банка, с информацией о его режиме работы и доступности.
Директор персонала по работе с персоналом Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк России» Елена Меньшова рассказала о карьерных возможностях будущих финансистов. Так, уже на практике в Сбербанке студент сможет выбрать подразделение по интересу, получить практические навыки работы с новыми продуктами и высокотехнологичными сервисами, почувствовать корпоративную культуру, внедрить свои идеи. Работая в банке, начав с одной из должностей (аналитик, инспектор, экономист, инженер, андеррайтер, специалист, консультант в сети офиса продаж), можно узнать все бизнес-процессы организации с азов. Портал sberbank-talents.ru содержит все имеющиеся вакансии для начинающих, экспертов и руководителей.
Сбербанк предоставляет широкие возможности для дополнительного обучения как традиционным способом, так и в онлайн-режиме. Корпоративный университет Сбербанка был признан лучшим корпоративным университетом России по версии РБК и занял 2-е место в номинации «Лучший корпоративный университет мира» на конкурсе в Париже. На страницах корпоративной виртуальной школы sberbank-school.ru собраны самые актуальные обучающие видеоролики и обширная отраслевая библиотека.
Наконец, большое внимание банк уделяет концепции Big Data. Это не только ИТ-технологии для сбора информации и ее удержания (есть ЦОД), но и аналитика и принятие решений. Для этого в Сбербанке создается новый блок — блок технологий. Это бывший ИТ-блок, который выходит на новый уровень управления.
«Мир накопил огромное количество информации, которая даже самыми продвинутыми компаниями используется в лучшем случае на 8-10%. Кто сможет оперативно с определенной целью извлекать выгоду из этих данных, тот и будет лидером в любой из отраслей», - сделал вывод Дмитрий Курдюков.
В завершении встречи наиболее активным ее участникам - студентам Питерской Вышки были подарены книги Бретта Кинга «Банк 3.0».