Феномен бедности
Исследования социологов Питерской Вышки легли в основу новой книги «Бедность и развитие ребенка» - коллективной монографии, посвященной анализу влияния социальной среды на подрастающее поколение.
Из аннотации к изданию:
Коллективная монография посвящена всестороннему анализу влияния социального неблагополучия на разные аспекты развития ребенка: когнитивные показатели, языковую компетенцию, школьную успеваемость, а также на социальный статус и успешность во взрослом возрасте. Данное издание призвано познакомить читателя с подтвержденными результатами и нерешенными проблемами исследований в этой области. Отличительной особенностью книги является интегральное рассмотрение проблемы детского развития с точки зрения ряда смежных дисциплин: классической психологии, нейропсихологии, социологии, социальной экономики. В книге подробно охарактеризованы методы анализа и измерительные инструменты (тесты, опросники и другие методики количественной оценки), применяемые в подобных исследованиях, а также детально описаны программы раннего вмешательства и их последствия.
Книга адресована как ученым, специалистам в разных областях знания, начиная от общественных наук и заканчивая нейробиологией, так и практикам, занимающимся проблемами детского когнитивного и языкового развития, дошкольного и школьного образования, а также читателям неспециалистам, заинтересованным в разностороннем и современном взгляде на проблематику бедности.
Отзывы на монографию.
М. В. Фаликман, старший научный сотрудник кафедры теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук:
Коллективная монография «Бедность и развитие ребенка» представляет собой фундаментальное междисциплинарное исследование влияния социального неблагополучия на разные аспекты детского развития. Сам феномен бедности рассматривается с позиций широкого спектра наук: социологии, экономики, лингвистики, психологии (в том числе нейропсихологии). Пожалуй, нет такого ракурса проблемы социального неблагополучия, который не нашел бы отражения в этом фундаментальном томе, сама же проблема в настоящий момент входит в число наиболее насущных в нашей стране. Поэтому публикация этой книги актуальна и своевременна.
К. Н. Поливанова, доктор психологических наук, профессор ИО НИУ ВШЭ:
Перед нами книга, которая может стать настольной для широкого круга читателей – и профессионалов, и заинтересованных дилетантов. Она уникальна по объему представленной информации, по спектру обсуждаемых тем и вопросов. Одновременно в ней жестко удерживается фокус – вопросы неблагополучия развития ребенка, обусловленные средовыми влияниями, которые связываются с бедностью. Тема бедности в публикациях в области образования в России вообще мало популярна. Мне представляется, что данная книга позволит привлечь к этой проблеме внимание. Несмотря на то, что текст написан авторами их разных предметных областей, он является целостным и единым.
Главы книги:
Маслинский К. А. "Язык и бедность"
В этой главе обсуждается взаимосвязь социального статуса и речевого развития ребенка; описаны стратегии языковой социализации, характерные для низкодоходных сообществ. Рассмотрена зависимость от социальных факторов таких внутрисемейных показателей, как: общий объем коммуникации, круг коммуникативных ситуаций, прагматика общения, эмоциональный фон, сложность и разнообразие речи, гендер ребенка. Из внесемейных обстоятельств дается обзор влияния речи сверстников, района проживания и образовательных учреждений на речь ребенка. Следующий раздел главы посвящен языковой компетенции детей, здесь обсуждаются различные факторы владения языком и описываются инструменты измерения языковой компетенции. Заключительная часть главы посвящена проблемам школьной социализации детей из малообеспеченных семей.
Меликян З. А., Маслинский К. А. "Об измерении развития и семейной среды ребенка"
Во многих исследованиях, упомянутых в данной книге, используются измерительные инструменты, позволяющие выразить те или иные свойства когнитивного развития ребенка, его речи или окружающей его среды в количественных показателях. Такими инструментами могут быть стандартизованные психологические тесты и опросники, а также измерительные шкалы. В данной главе приводится описание некоторых распространенных измерительных инструментов: тестов интеллекта (IQ), тестов способностей и достижений, нейропсихологических тестов, а также шкалы для измерения качества домашней среды HOME.
Иванюшина В. А. "Социально-экономический статус семьи и ребенок"
В главе дается определение понятию "социально-экономический статус" (СЭС), которое далее используется на протяжение всей книги; далее кратко описаны исследования влияния СЭС на развитие ребенка. Ресурсы, ассоциированные с различными компонентами СЭС, могут прямо или косвенно способствовать или препятствовать здоровому психическому, социальному, когнитивному развитию ребенка. Они также могут смягчать или, напротив, усугублять отрицательные эффекты неблагоприятной ситуации развития. Особое внимание уделено связи СЭС и родительских практик; современным исследованиям эффектов соседства; взаимоотношению между генетическими факторами, когнитивным развитием и социально-экономическим статусом.
Иванюшина В. А., Котова Т. Н. "Бедность и ребенок до появления на свет"
Накоплены многочисленные данные о том, что низкий вес при рождении, вследствие отдаленных эффектов на развитие ребенка и его здоровье, является одним из механизмов воспроизводства бедности. Несмотря на множество работ, посвященных этой проблеме, далеко не все ясно относительно причин, приводящих к рождению детей с низким весом. Здесь взаимодействуют как биологические, так и социальные факторы. В главе описано, как низкий вес при рождении влияет на физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка; каковы социальные предпосылки, увеличивающие риск рождения детей с низким весом; какие возможны меры, позволяющие прервать порочный круг воспроизводства бедности через низкий вес при рождении.
Александров Д. А., Иванюшина В. А. О проблеме и книге в целом
Книга посвящена тому, как бедность и раннее социальное неблагополучие сказываются на ребенке и его развитие в самых разных аспектах. Книга опирается преимущественно на американские и западноевропейские исследования, в которых влияние бедности на развитие ребенка систематически изучается в масштабных научных проектах. Во многих странах эта тема глубоко осознана как общественно значимая, и для решения проблем бедности детей привлекаются значительные средства и реализуются масштабные программы вмешательства. К настоящему моменту в мировой литературе накоплен огромный объем данных и результатов о том, как и каким образом характеристики семьи и тесно связанные с ними свойства среды, окружающей ребенка, сказываются на его дальнейших успехах, языковых навыках и речевом поведении, эмоциональной сфере, общем когнитивном развитии и характеристике отдельных психических функций. Особенно важно то, что эти данные и результаты получены на масштабных национальных выборках, а часто и в больших лонгитюдных исследованиях, что позволяет не только изучить влияние бедности на развитие, но и оценить долговременные эффекты различных программ раннего вмешательства.