• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Логистика. Кадры высшей квалификации

В 2014 году в НИУ-ВШЭ – Санкт-Петербург была открыта программа подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлению «Экономика», профиль «Логистика». Разработчики программы – профессор Валерий Сергеевич Лукинский, руководитель департамента логистики и управления цепями поставок и профессор Андрей Александрович Бочкарев – подробно рассказали об особенностях работы с аспирантами.

- Насколько актуальным является открытие данной программы?

- Программа подготовки научно-педагогических кадров по логистике создана на базе НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург не случайно. Питерская Вышка является одним из ведущих учебных и научно-исследовательских университетов в Северо-Западном федеральном округе. Для его успешного, последовательного и устойчивого развития необходима реализация образовательных программ всех трех уровней: бакалавриат, магистратура, аспирантура по всем ключевым направлениям подготовки.

В прошлом году впервые мы набирали бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент» (образовательная программа «Логистика и управление цепями поставок») и  магистров по направлению 38.04.02 «Менеджмент» (магистерская программа «Стратегическое управление логистикой»).

Открытие программы высшего образования подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлению 38.06.01 «Экономика» (профиль «Логистика») позволяет усилить наши позиции и привлечь к подготовке будущих научных кадров ведущих российских и западных ученых, что в итоге способствует развитию научных исследований в области логистики в целом. Потенциальные аспиранты - выпускники магистерских программ НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, а также выпускники других вузов региона.

Актуальность открытия данной программы обусловлена потребностью в научно-педагогических и научно-исследовательских кадрах высшей квалификации в области логистики, отвечающих российским и международным требованиям по качеству их подготовки. Открытие и успешная реализация программы позволит отреагировать на эту потребность, сформировав единое образовательное и исследовательское пространство по важнейшим проблемам логистики и управления цепями поставок.

- Каковы ресурсные возможности и конкурентные преимущества НИУ-ВШЭ – Санкт-Петербург?

- В нашем университете образовательную и исследовательскую деятельность в рамках бакалавриата, магистратуры и аспирантуры осуществляет департамент логистики и управления цепями поставок.  Коллектив преподавателей обладает высокой квалификацией, интегрированностью в международное исследовательское сообщество, высоким научным потенциалом. Несомненное преимущество НИУ-ВШЭ – Санкт-Петербург - лаборатория научных исследований в области логистики, которой руководит д.т.н., профессор В. С. Лукинский. Лаборатория способна обеспечить предприятия СЗФО научными исследованиями рынка, прогнозами спроса на логистические услуги, разработками по оптимизации бизнес-процессов в разных функциональных областях логистики (в закупочной деятельности, в производстве и дистрибьюции).

Научная лаборатория являться ресурсной средой для подготовки аспирантов, вовлекая их в работу, в том числе по исследовательским и публикационным проектам, предоставляя возможность участия во внутренних и международных семинарах и конференциях НИУ ВШЭ и его подразделений, привлекая аспирантов к работе с бакалаврами и магистрами.

Профессорско-преподавательский состав как московского, так и петербургского кампусов НИУ ВШЭ имеет устойчивые связи с международными научными центрами, учреждениями и университетами. Такое сотрудничество обеспечивают публичные выступления приглашенных профессоров, семинары и курсы повышения квалификации для сотрудников структурных подразделений ведущими специалистами в области логистических исследований, совместные исследовательские проекты, стажировки молодых исследователей в партнерских организациях. Наличие партнерских научных учреждений позволяет аспирантам участвовать в программах обмена, совместных проектах и стажировках.

НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург обладает развитой информационной инфраструктурой, необходимой для образовательной и исследовательской деятельности. В университете обеспечен открытый доступ студентов, аспирантов и сотрудников к полнотекстовым электронным ресурсам в рамках подписки НИУ ВШЭ, включающих большинство отечественных и зарубежных журналов.

- Расскажите про цели и специфику программы.

- Цель программы – подготовка уникальных специалистов готовых к проведению научных исследований в области логистики, оптимизации управленческих решений в разных областях логистики предприятий, педагогической и аналитической деятельности.

Для реализации этой цели разработан сбалансированный учебный план, сочетающий в себе образовательные элементы (в формате обучающей аспирантуры) и самостоятельную исследовательскую работу аспиранта. В учебный план программы по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации  включена подготовка аспирантов с точки зрения современной экономической науки, теории менеджмента, теории логистики и управления цепями поставок, методологии проведения научных исследований и анализа эмпирических данных, моделирования бизнес-процессов логистических систем.

Программа осуществляется профессорско-преподавательским составом НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Также к проведению занятий и консультированию аспирантов могут быть привлечены сотрудники других научных лабораторий и временных научно-учебных групп, приглашенные международные эксперты.

- Есть ли потребность в научно-педагогических кадрах высшей квалификации по логистике в Северо-Западном регионе и в России в целом?

- Динамичные социально-экономические, структурные и институциональные изменения востребуют экспертный анализ происходящих процессов как на региональном и национальном, так и на международном уровнях для решения насущных и достаточно сложных задач. Потребность в высококвалифицированных специалистах, способных обеспечить высокий уровень научного исследования, в государственных структурах, исследовательских центрах и высших учебных заведениях растет, причем как в Санкт-Петербурге, так и в России в целом. Подготовку таких профессиональных и конкурентоспособных кадров призвана обеспечить наша программа подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации по логистике.

Подготовку аспирантов по данному направлению и профилю осуществляет ряд ведущих образовательных и научных организаций Санкт-Петербурга. Однако количество предоставляемых в данных заведениях мест не удовлетворяет насущного спроса работодателей, поэтому и было принято решение об открытии программы подготовки аспирантов. 
Опираясь на развитую образовательную и исследовательскую структуру НИУ ВШЭ, а также на устойчивые связи с зарубежными университетами и исследовательскими центрами, подготовка аспирантов будет способствовать их интеграции в международное научное сообщество, обеспечит участие в международных проектах. Образовательные программа бакалавриата, магистратуры и аспирантуры включает спектр актуальных экономических и смежных дисциплин, позволяющих готовить профессиональных специалистов в области логистики и управления цепями поставок, владеющих современными технологиями, способных к преподавательской, исследовательской и прикладной деятельности. 

Структура программы  

Подготовка аспирантов по направлению 38.06.01 «Экономика» (профиль: «Логистика») осуществляется по очной форме обучения. Срок обучения по программе аспирантуры устанавливается образовательным стандартом и составляет 3 года. 

В течение указанного времени обучающийся по  программе аспирантуры  должен: 

  • освоить программу аспирантуры в целях приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков и подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации); 
  • сдать кандидатские экзамены по истории и философии науки, иностранному языку, специальности; сдать дисциплины, практики, научно-исследовательские работы, входящие в состав программы аспирантуры в соответствии с направленностью указанной программы; 
  • подготовить текст научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук; 
  • опубликовать основные научные результаты диссертации в рецензируемых научных изданиях (в т.ч. в журналах, включенных в перечень рецензируемых научных изданий Министерства образования и науки Российской Федерации); 
  • представить результаты научно-квалификационной работы на научных конференциях; 
  • пройти предварительную защиту диссертации на кафедре (в научном подразделении). 

Аспиранты также должны пройти педагогическую практику в объеме 100 часов в течение всего периода обучения в аспирантуре.  При этом педагогическая практика может включать в себя следующие виды работ: учебная нагрузка; учебно-методическая; организационно-методическая. Виды работ и нормы времени определяются в соответствии с нормами времени для расчета объема учебной работы профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ, при условии контроля данного вида деятельности со стороны научного руководителя. Перечень работ, которые должен выполнить аспирант в течение обучения, а также результаты выполнения содержатся в учебном плане программы аспирантуры. На основании учебного плана для каждого обучающегося формируется индивидуальный учебный план. 



Научные руководители

Подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации по направлению 38.06.01 «Экономика» (профиль: «Логистика») проводит высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. В их числе: 

Лукинский Валерий Сергеевич, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, руководитель департамента логистики и управления цепями поставок НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, научный руководитель Научной лаборатории исследований в области логистики, академический руководитель магистерской образовательной программы «Стратегическое управление логистикой» по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент.

Участие в исследовательских проектах, гранты

За период с 1968 по 2014 участвовал в более чем 50 НИР.

Сфера научных интересов:

 

Основные труды:

Более 300 научных работ, из них более 40 учебников, учебных пособий и монографий.

Научный руководитель диссертационных исследований на соискание учёной степени кандидата наук – 64 защищенных работы

Научный консультант диссертационных исследований на соискание учёной степени доктора наук – 14 защищенных работ

Научный руководитель диссертационных исследований в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург на соискание учёной степени кандидата наук.

Зайцев Евгений Иванович, доктор экономических наук, профессор, заведующий Научной лаборатории исследований в области логистики НИУ ВШЭ Санкт-Петербург.

Сфера научных интересов:

- информационно-коммуникационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок;

- анализ, проектирование и моделирование цепей поставок;

- информационный менеджмент в логистике и управлении цепями поставок.

Основные труды:

Более 200 печатных работ, из них более 30 учебников, учебных пособий и монографий.

Научный руководитель диссертационных исследований:

на соискание учёной степени кандидата наук – 15 защищенных работы.

Научный консультант диссертационных исследований

на соискание учёной степени доктора наук – 2 защищенных работ. 

Бочкарев Андрей Александрович, доктор экономических наук, доцент, профессор департамента логистики и управления цепями поставок НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, академический руководитель бакалаврской образовательной программы «Логистика и управление цепями поставок» по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент».

Сфера научных интересов:

- моделирование цепи поставок;

- модели и методы планирования распределения продукции в многоуровневых цепях поставок;

- надежность цепи поставок;

- транспортное обеспечение логистики мегаполиса.

Основные труды:

Более 80 печатных работ, из них более 10 учебных пособий и монографий.

Научный руководитель диссертационных исследований:

на соискание учёной степени кандидата наук – 2 защищенные работы.

В настоящее время является научным руководителем одного аспиранта в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ).

Лукинский Владислав Валерьевич, доктор экономических наук, профессор, профессор департамента менеджмента НИУ ВШЭ Санкт-Петербург.

Сфера научных интересов:

- теория и методология логистических систем;

- модели и методы управления запасами в цепях поставок;

- эффективность и надежность цепей поставок;

- проектирование логистических систем;

- интеграция материальных, сервисных, финансовых и др. потоков.

Основные труды:

Более 100 печатных работ, из них более 15 учебников, учебных пособий и монографий.

Научный руководитель диссертационных исследований:

на соискание учёной степени кандидата наук – 2 защищенные работы.

Главная цель исследований в области логистики – разработка новой теории и методологии принятия решений для оптимального управления логистическими операциями и функциями вместо использования морально устаревших моделей и методов.

Существуют несколько причин, которые пока не позволяют подняться РФ на верхние строчки мировых рейтингов (с точки зрения развития логистической инфраструктуры).

1. Недостаточно высокий уровень прикладных моделей и методов, используемых в логистике.Первый учебник по логистике вышел в РФ в 1997 г. С тех пор количество учебников, монографий, учебных пособий выросло до невероятных размеров. Главный недостаток подавляющего числа этих работ – они очень напоминают известные иностранные издания (особенно американские) и отражают состояние логистики 15-20 летней давности. Помимо этого, в них практически отсутствует аналитическая часть, что полностью противоречит одному из определений, согласно которому «Логистика – искусство вычисления».

2. Подготовка специалистов по логистике.Проблема подготовки кадров по управлению логистической инфраструктурой – вторая по значимости, после отсутствия современного аналитического аппарата. Обучение по специальности «Логистика» началось в РФ с 2000 г. в пяти вузах (двух московских: НИУ ВШЭ и ГУУ, двух в Санкт-Петербурге: СПбГИЭУ (ИНЖЭКОН) и СПбГУЭФ (ФИНЭК) и в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ). В 2013 г. обучение по направлению подготовки «Логистика» было открыто уже в 28 вузах России и совершенно очевидно, что необходимы научно-педагогические кадры высшей квалификации для реализации соответствующих образовательных программ.

3. Компетенция персонала предприятий, относящихся к логистической инфраструктуре (промышленность, транспорт, торговля). Проведенные исследования показали, что помимо подготовки молодых специалистов, не менее важной является проблема повышения компетенции персонала, особенно в области операционного  управления (снабжение и закупка, планирование производства, управление запасами; управление транспортом, управление складом).