• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Высококлассный экономист – это блестящий аналитик!

Татьяна Анатольевна Алексеева, заместитель руководителя департамента прикладной математики и бизнес- информатики Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента, рассказала о том, кто такой современный экономист, и как меняется образовательный процесс в Высшей школе экономики в области прикладных математических дисциплин.

Нынешнее положение экономики в мире, подкрепленное новейшими достижениями в информационных технологиях, бросает вызов образовательному процессу нынешних студентов математических и экономических направленностей. 

- Татьяна Анатольевна, в этом году «Информационные технологии в математике» ‑ одна из дисциплин, которую Вы читали. Расскажите, пожалуйста, о ее практической значимости.

 

- Дисциплина «Информационные технологии в математике» проходила в рамках факультативного курса на бакалаврской образовательной программе «Экономика». Основная ее цель  – научить студентов пользоваться техническим инструментарием, чтобы проводить математические расчёты и моделирование в своей предметной области. Подобные навыки крайне важны в академической и практической деятельности, поскольку сейчас любые модели, которые встречаются в экономике, используют достаточно сложный математический аппарат. И только с помощью ручки и бумаги  выполнить большое количество выкладок, провести численный эксперимент невозможно. Кроме того, компьютер позволяет посмотреть визуально, как проходит тот или иной процесс, и на основании этого выдвинуть гипотезы, сделать выводы. Поэтому для хорошего экономиста владеть таким инструментом в современном мире просто необходимо.  

 

Это первый год, когда данная дисциплина читалась для студентов первого курса. На наш взгляд это примечательно тем, что студенты уже на ранних этапах обучения смогут использовать данные инструменты в изучаемых дисциплинах экономического и математического циклов, а в дальнейшем применять их при выполнении научно-исследовательских работ – курсовых проектов, выпускных квалификационных работ, возможно, научных статей.

 

- Каким качеством должен обладать студент для эффективного освоения математических дисциплин?

 

- Меня радует в студентах то, что большинство из них приходят к нам  сильно мотивированными. Не всегда у них есть хорошая базовая подготовка по математике, но тем не менее они хотят получить как можно больше знаний и использовать их в дальнейшем ‑ это основное преимущество студентов Высшей школы экономики. Такая мотивация, не без нашей поддержки, сохраняется и поддерживается на протяжении всего периода обучения.  Думаю, на это также влияет и рейтинговая система оценки знаний, основанная на личном вкладе студента в оценку по дисциплине в течение всего периода изучения дисциплины, а не только на экзамене. Мотивация предельно важна, поскольку в математике, как в спорте: если вы не упражняетесь регулярно, можно потерять навыки применения многих математических навыков, системы знаний. Так что я за мотивацию, интеллектуальную выносливость, которая позволяет длительно сохранять внимание и ясность ума в процессе решения задачи и доводить его до результата, и трудолюбие.

 

Математика помогает дисциплинировать себя, студент учится анализировать свои действия, понимать, что правильно, что приведет к результату, а где ложный путь, критически оценивать процесс решения задачи и результат. А если в ходе обучения возникают трудности, у нас в департаменте работает слаженный коллектив, и студенты знают, что преподавателя можно поймать в коридоре с вопросом, прийти к нему на консультацию, списаться по почте. Дистанционная система ЛМС также позволяет преподавателям давать в помощь студентам дополнительные материалы по тем или иным темам.

 

- Как вы считаете, поменялся ли процесс обучения прикладным математическим наукам?

 

- В прикладных науках поменялось то, что привлекаются не только классические методы, но и современные разделы математики, безусловно  используются информационные технологии, среди них системы компьютерной математики, статистические пакеты, элементы программирования. Вследствие этого меняются и  программы дисциплин.

 

- Экономист – это гуманитарий или технарь ?

- Я бы не проводила такую четкую границу между «гуманитариями» и «технарями», но я бы сказала, что высококлассный экономист – это блестящий аналитик! А для такого качества нужно уметь мыслить логически, критически и нестандартно, этому и учит математика. Нет совершенно изолированных наук и направлений в современном мире. Но экономика, пожалуй, из тех наук, в которой математика стоит на одном из приоритетных мест. Отсюда следует, что современный экономист должен быть «вооружен» не только экономической теорией, знать законы функционирования экономики, но и быть «подкованным» техническим инструментарием в виде математических методов и соответствующих информационных технологий. Всему этому можно научиться в НИУ ВШЭ, при желании это не так сложно и несомненно очень увлекательно.

 

 Подготовила Фариза Сосранова