Деньги правят миром
"Изучая историю, мы открываем разнообразные процессы, идеологии, заблуждения и механизмы, которые формируют и наполняют человеческое поведение в прошлом и продолжают делать это в настоящем", - считает доцент истории Натан Маркус - преподаватель новой магистерской программы «Прикладная и междисциплинарная история».
Доцент истории Натан Маркус присоединился к коллективу петербургского кампуса ВШЭ в прошлом году. Сейчас он преподает историю бакалаврам, но вскоре число его учеников увеличится за счет магистров, набираемых на новую программу «Прикладная и междисциплинарная история», она сочетает традиционные методы обучения с проведением исследований и формированием практических навыков. Подготовка магистров ведется на уровне, отвечающем международным стандартам в области прикладной истории, и принятым профессиональными сообществами и международными организациями, включая Международную федерацию прикладной истории (International Federation of Public History).
Это интервью с профессором Маркусом посвящено его научно-исследовательским и учебным интересам, а также той роли, которую играет история в современном обществе.
- Несколько локальных исследований показали, что молодые люди знают не очень много об истории России и Советского Союза. Почему, по-вашему, необходимо изучать историю?
- Изучение истории и получение глубоких знаний о прошлом является абсолютно необходимым для принятия обоснованных решений. Мы – люди, познаем мир через опыт, учимся на своих ошибках, это также справедливо и для любого общества в целом. Конечно, обстоятельства меняются, и мы не можем просто экстраполировать опыт прошлого на настоящее. Но посмотрите на недавний глобальный финансовый кризис, как оказалось, экономисты во всем мире не достаточно хорошо знают мировую финансовую историю. Они проигнорировали вероятность системного кризиса, однако, будем надеяться, что скоро эта ситуация изменится.
- Что Вас больше всего привлекает в современной истории Европы? Какова структура, читаемого Вами, курса?
- При изучении и преподавании современной истории Европы я концентрируюсь на экономической ее части. Во-первых, потому что я большой сторонник междисциплинарных подходов, а экономическая история сочетает в себе количественные методы экономических наук и качественный, глубинный анализ исторических. А во-вторых, потому что деньги правят миром. Мы не можем понять историю современной Европы без хорошего знания того, как, начиная с Великой Французской революции, развивались её финансовые рынки, экономические структуры и денежно-кредитная политика.
- Что Вы сами почерпнули из изучения истории? Помогает ли она понимать современные процессы и жизненные закономерности?
- История – это одна из старейших академических дисциплин и ее корни уходят глубоко в Античность. Я думаю, что одна из причин популярности истории заключается в том, что события прошлого зачастую становятся средством оценки нынешних политических режимов и их политики. Именно поэтому важно, что история сама по себе – рефлексивная наука. Когда мы изучаем историю, мы не просто исследуем прошлое, но также думаем о том, каким образом это прошлое следует изучать. Изучая историю, мы открываем разнообразные процессы, идеологии, заблуждения и механизмы, которые формируют и наполняют человеческое поведение в прошлом и продолжают делать это в настоящем.
- Какие у Вас преподавательские и научные планы на ближайшее время?
- В данный момент я вношу последние правки в мою новую книгу «Credibility, Confidence and Capital: Austrian reconstruction and the collapse of global finance, 1921-1931», которая будет издана в Harvard University Press. Что касается непосредственно ВШЭ, то я продолжаю читать свой курс экономической и финансовой истории для бакалавров. Со следующего года я буду также преподавать у магистров в новой исторической магистратуре, где часть дисциплин будет читаться на английском.
- Вы говорите на четырех языках: английском, немецком, французском, иврите. Безусловно, это дает Вам большое преимущество в исследовании процессов современного общества. Учите ли Вы русский язык? Что Вы можете сказать о Вашем общении с нашими студентами?
- Я начал учить русский язык и надеюсь, что в скором времени начну говорить на нем. Это очень трудный язык для изучения, однако большое количество иностранных слов помогает мне. Что касается общения со студентами, то я говорю с ними по-английски. Я был впечатлен их уровнем владения английским языком, который сопоставим с уровнем зарубежных студентов.
- Вы пришли в НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург в 2014 году. Каковы были первые впечатления от жизни в Санкт-Петербурге?
- До сентября прошлого года я никогда не был в Санкт-Петербурге. И я восхищён этим городом, мне очень нравится здесь жить и работать. Это очень дружелюбный город с прекрасной архитектурой. Кроме того, переехав сюда из Израиля, я был очень рад найти здесь большую еврейскую общину.
- Санкт-Петербург – это совершенно особое историческое место не только для России, но и для всего мира. Где Вы любите бывать больше всего?
- Конечно, на Невском проспекте! Естественно, сейчас он очень сильно отличается от Невского проспекта, описанного Гоголем в одноименной повести 1835 года. Я думаю, это единственное место в городе, где совершенно все петербуржцы, старые и молодые, богатые и бедные, встречаются каждый день и образуют единое целое.
Перевели Олег Кудинов и Сергей Михайлов
Профессор Маркус получил степень бакалавра по экономике и истории в Еврейском университете в Иерусалиме в 2001 году, затем обучался в университете Тель-Авива. В 2011 году в Нью-Йоркском университете ему была присвоена степень Ph. D. в области европейской истории периода Нового времени. Диссертация профессора Маркуса была посвящена экономической истории Австрии в 1921-1931 гг. До последнего времени Натан Маркус работал научным сотрудником факультета экономики Еврейского университета в Иерусалиме. Среди его научных интересов финансовая история, экономическая история, история современной Европы, исследования спорта и национализма.