Кто в поле не ходил, тот социологию не учил
Омельченко Елена Леонидовна, академический руководитель образовательной программы «Современный социальный анализ» - "на мой взгляд, наша программа — одна из самых развивающихся в магистратуре".
Омельченко Елена Леонидовна, академический руководитель образовательной программы «Современный социальный анализ»
— На мой взгляд, наша программа — одна из самых развивающихся в магистратуре. Она ориентирована на достаточно широкий спектр последующих возможностей наших выпускников. Само название программы говорит о том, что мы даем широкий спектр компетенций, благодаря которым выпускники смогут включиться в рынок труда в различные ниши. Это может быть и академическая социология — прямая дорога в аспирантуру, не обязательно отечественную. Насколько мы поняли по нашим выпускникам, уровень подготовки достаточен для поступления в PhD программы в Европе и Америке. Также выпускник может пойти и в маркетинг, журналистику или PR, или в аналитическую сферу, культурную. С одной стороны, это плюс, с другой — минус. Мы сразу обращаемся к поступившим в магистратуру с пожеланием определиться со своей дальнейшей траекторией.
Существует два серьезных направления концентрации в нашей программе. Первая — ориентация на использование количественных методологий: работу с большими базами данных, медийными текстами, исследование глобальных тенденций, сравнительных данных. Второе направление — развитие своих компетенций в рамках качественной методологии. Качественная методология больше обращена к содержательным моментам, интерпретациям тех или иных выборов. В основном мы работаем с микросоциологией: интервью, фокус-группы, включенное наблюдение. При этом это абсолютно не означает, что студенты разделены непроходимой стеной. Мы заинтересованы, чтобы все студенты максимально овладели всеми методами.
У нас изучается социальная теория на более серьезном уровне, чем в бакалавриате, достаточно представлены методы. Магистранты обучаются разным техникам социального исследования, аналитическим, инструментарным, стратегии исследовательской коммуникации. Если говорить об интервью, то каким образом вызывать доверие, формировать готовность человека делиться сокровенным, потому что мы очень часто обращаемся к острым вопросам, и человек не всегда готов о них говорить. Изучаем языковую политику, предлагаем студентам получить знания в сфере религии, антропологии, гендерных различий, семейной политики. Спектр очень широкий, и в основном он воспроизводит направления, актуальные для мирового академического сообщества. Это делается с одной целью — если наши магистранты захотят участвовать в конференциях, то они смогут написать разумные современные тезисы и по окончании обучения подключаться к диалогу с коллегами на самом высоком уровне.
— Елена Леонидовна, многих магистрантов интересуют именно прикладные знания, навыки. Какие возможности предлагает для магистрантов в этом направлении ваша программа?
— С точки зрения получения навыков наша магистерская программа имеет максимальное преимущество. Именно на ней сосредоточена мощная исследовательская база — четыре исследовательские структуры: Центр молодежных исследований, Лаборатория социологии образования и науки, Лаборатория сравнительных социальных исследований и Лаборатория интернет-исследований. В лабораториях работают специалисты высокого уровня, профессионалы, что позволяет магистрантам уже с первого курса через научные исследовательские семинары — такая прогрессивная форма обучения — включаться в непосредственно практическую деятельность. Магистранты могут выбрать себе наиболее интересное направление. В рамках этих семинаров активно используется такой формат работы, как проектная деятельность.
Магистранты включаются либо формально — начинают работать в качестве стажеров-исследователей в лабораториях, либо становятся ассоциированными работниками — волонтерами. И мы даем нашим магистрантам в рамках больших проектов реализовывать индивидуальные исследовательские кусочки, которые могут стать базой для курсовых и диссертационных работ.
Отличительная черта нашей магистерской программы — все наши выпускники умеют исследовать, все ходили в поле, владеют навыками работы с программными продуктами. Другое дело, кто на что ориентирован: кто-то — на теоретическую социологию, а кто-то — на практические исследования, тогда они специализируется на маркетинговых исследованиях, исследованиях рыночных продвижения и т. д.
Беседовала Елена Грузинская