Никаких готовых формул
В бакалавриате НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург открывается новое направление - «Филология».
"Программа учитывает как традиционно сильные стороны российского образования, так и самые современные методы и подходы аналогичных зарубежных программ. Поэтому мы уверены, что наши выпускники будут конкурентоспособны", - отмечает академический руководитель ОП Евгений Казарцев.
В этом году в бакалавриате НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург в рамках Школы социальных и гуманитарных наук открывается новое направление -«Филология». Мы поговорили с академическим руководителем образовательной программы Евгением ВячеславовичемКазарцевым.
Евгений Вячеславович, расскажите, пожалуйста, чему будут учить студентов в рамках новой образовательной программы? Чем она отличается от аналогичных программ других вузов?
– Высшая школа экономики – это гуманитарный вуз и без филологического департамента, без филологической программы он не может быть полноценным. От похожих университетских программ наша отличается своей направленностью – у нас программа компаративистская, то есть ориентирована на изучение сравнительного литературоведения и языкознания. Такой ее задумал главный разработчик и научный руководитель программы, известный российско-американский ученый Борис Михайлович Гаспаров.
Поэтому, в отличие, например, от программ СПбГУ, эта программа, строго говоря, не языковая: наши будущие выпускники это не русисты, не слависты, не романисты и не германисты в строгом смысле. Безусловно, они будут изучать языки, у нас три основных иностранных языка, английский, немецкий и французский, даже планируется чтение некоторых дисциплин на этих языках, но все же специальная языковая подготовка для нас – второстепенная задача. Главное это сравнительный подход! Наши студенты будут изучать Пушкина наряду с Байроном и Мицкевичем, Толстого и Достоевского наряду с Бальзаком и Флобером, Серебряный век русской поэзии — в контексте мирового модернизма, структуру русского языка — в сопоставлении с другими языками и т.д. То есть они должны стать в той или иной степени и русистами, и славистами, и англистами, и германистами, и романистами. Но степени все же разные: базовая подготовка – это изучение русского языка и литературы, затем идет английский язык как первый иностранный, затем немецкий, как второй, и французский, как третий.
Специфика нашей программы состоит еще и в том, что с самого начала мы не делаем строгого различия между литературоведами и лингвистами. Хотя такое отличие традиционно для филологической подготовки. Но наша программа предполагает иной подход – вначале диффузное преподавание лингвистических и литературоведческих дисциплин, и только с третьего курса вводится более узкая специализация в соответствии с двумя концентрациями: «Русская и мировая литература» и «Лингвистика и семиотика культуры». Также особенностью и, на мой взгляд, безусловным плюсом программы, является большой выбор дисциплин по выбору (извините за невольную тавтологию!).
И все же самое главное, наверное, состоит в том, что мы не хотим навязывать студентам никаких готовых формул и «основополагающих» идей. Мы предлагаем им творческую свободу! Пусть они сами, на основании знаний, которые мы им даем и в рамках определенной системы координат постараются сформулировать собственное мнение, дать оригинальное решение, изложить индивидуальную интерпретацию результатов. Наша цель предоставить им те инструменты, которые необходимы для построения их собственной научной лаборатории, в которой они сами будут творить.
Каким по численности будет первый набор?
– Количество бюджетных мест в рамках первого набора всего пока 21, но есть еще 5 мест для граждан стран СНГ и Балтии плюс пара мест для иностранцев из дальнего зарубежья. Если при этом учесть места, которые будут предоставлены на основании заключения договора об оказании платных образовательных услуг, то можно сказать, что, в целом, первый набор может составить примерно 55–57 человек.
Планируется ли взаимодействием с другими образовательными направлениями Питерской Вышки?
– Безусловно! У нас уже налажены контакты с департаментом востоковедения и африканистики, с департаментами иностринных языков, социологии и истории. Мы очень рассчитываем на то, что наше сотрудничество не ограничится лишь этими связями. И надеемся на московских коллег-филологов, которые готовы приезжать в Петербург и читать у нас лекции. С их стороны мы постоянно чувствуем поддержку.
Что на Ваш взгляд, может в современном мире заставить молодого человека выбрать направление «Филология»?
– Первое – это самосознание абитуриента. Молодой человек осознает, что он гуманитарий и что ему интересен язык и литература. Он чувствует себя способным заниматься этим. Посвятить этому жизнь или какую-то ее часть. Это чувство можно назвать призванием. Однако оно появляется далеко не у каждого и не всегда в достаточно юном возрасте. Но это не беда! Достаточно хотя бы склонности к тому роду деятельности, которую мы называем «филология». Подлинное чувство может развится позднее. И мы всё-таки надеемся, что к нам попадут те ребята, с которыми можно будет работать по тем стандартам, которые заложены в нашей программе. У кого-то способности более выраженные, у кого-то они выражены меннее. В конечном счете это не играет решающей роли. Наша задача сделать так, чтобы студенты, чье научное сознание только-только просыпается, тянулись за другими, более преуспевающими, чтобы они «заражались» от них стремлением и желанием идти вперед и покорять вершины знания. Уровень профессиональной подготовки, в конечном счете, определяется упорными занятиями и работой.
В целом, современный филолог – специалист достаточно широкого профиля. По окончании университета он может работать в различных областях: преподавание, наука, сфера коммуникации, PR, политика, журналистика, редактирование, издательская деятельность, переводы и т.д. Поскольку приоритет Вышки – подготовка административных кадров и государственных чиновников нового поколения, то можно предполагать, что некоторые наши выпускники будут работать, например, в министерстве образования и науки, занимаясь разработкой новых гуманитарных программ и стандартов. В известной мере наш вуз воспитывает управленческую элиту для разных областей знания, в том числе и для филологии. А роль менеджеров в современной науке стала очень заметной. И быть хорошим менеджером в этой области – большое дело!
Наша программа учитывает как традиционно сильные стороны российского образования, так и самые современные методы и подходы аналогичных зарубежных (прежде всего американских) программ. В ее разработке принимали участие профессора нескольких ведущих зарубежных вузов. Поэтому мы уверены, что наши выпускники будут конкурентоспособны не только на российском, но и на мировом рынке.