• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реформа 2.0: как защитников закона сделать законопослушными

Встреча дискуссионного клуба, организованного Департаментом прикладной политологии совместно с Антикоррупционным центром «Трансперенси Интернешнл – Р» в Петербурге

В 2012-2013 годах сотрудники Института проблем правоприменения при Европейском университете в Петербурге провели проблемно ориентированное исследование, опросив «в поле» сотрудников правоохранительных органов, и разработали альтернативную концепцию реформы МВД (http://enforce.spb.ru/products/other-publications/6263-6143-kontseptsiya-kompleksnoj-organizatsionno-upravlencheskoj-reformy-pravookhranitelnykh-organov-rf). Актуальность предложенных мер в контексте борьбы с должностными преступлениями обсуждалась 17 февраля на встрече дискуссионного клуба, организованного Департаментом прикладной политологии совместно с Антикоррупционным центром «Трансперенси Интернешнл – Р» в Петербурге.

В выступлении приглашенного спикера, научного сотрудника ИПП Марии Шклярук, отмечалось, что самым распространенным преступлением в МВД  являются побои, а среди коррупционных преступлений лидирует банальная взятка. Однако проблемы полицейского ведомства куда глубже.

«Несмотря на заверения полицейского начальства, что «палочная» система (целевой показатель по количеству раскрытых преступлений) отменена, рядовые сотрудники по-прежнему испытывают на себе избыточный контроль центрального аппарата, – говорит социолог. – Начальники транслируют: чего и сколько нужно сделать. Например, в отчетах местных участковых перед беспорядками в Бирюлево в 2011 году на первом месте по выявлению стоял переход улицы в неположенном месте, на втором – бытовые побои. После эксцессов тут же возникает разнарядка, например, вести работу по мигрантам, рисуются очередные показатели. Полицейские любой ценой пытаются достичь увеличения предыдущих отчетных показателей - применяется формула «аналогичные показатели прошлого года плюс один».

Также Мария Шклярук обратила внимание на отсутствие адекватной картины преступности: причина опять же кроется в фальсификациях под заданные показатели. В общем и целом в России регистрируется в разы меньше преступлений, чем в странах Европы и США. Основная масса дел, по которым проводятся расследования – это простые дела с готовым подозреваемым.

Эксперт полагает, что эффективно бороться против должностных преступлений в правоохранительной системе могло бы новое независимое антикоррупционное ведомство: его сотрудники должны наниматься по временным контрактам на три года. МВД нужно лишить непрофильных функций (например, правонарушениями несовершеннолетних должны заниматься органы опеки, а вневедомственной охраной – частные фирмы). Новой муниципальной полиции можно поручить патрулирование и пресечение нарушений, но не возбуждение уголовных дел. Кроме того, ответственными за реформу не должны быть сами ведомства. Альтернативой такому подходу служит создание независимой комиссии по реформированию. А вот очевидная популистская мера «уволить всех полицейских и нанять новых», по словам социолога, может не сработать:

"На уровень коррупции в стране никак не влияет, проведена в ней люстрация или нет. По идее, эта мера нужна, чтобы сформировать в обществе доверие к новой системе, но применяется она, когда общество уже с вилами требует люстрации, и ничего другого не остается. Необходимо устранять причины, а не последствия, менять систему стимулов, а не отдельных сотрудников. Повышение зарплат сотрудников правоохранительных органов в сегодняшних условиях – это лишь повышение порога взятки". 

Текст подготовлен Андреем Сошниковым и Еленой Вандышевой