• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возможности для карьерного роста

Мы продолжаем разговор о радостях и тяготах государственной службы с руководителем департамента государственного администрирования профессор, доктор экономических наук Александром Михайловичем Ходачеком.

Мы продолжаем разговор о радостях и тяготах государственной службы с руководителем департамента государственного администрирования профессор, доктор экономических наук Александром Михайловичем Ходачеком.

 

- Александр Михайлович, мы уже говорили об особенностях приема на государственную службу. Не считаете ли Вы, что чересчур жесткие требования могут резко сократить число желающих получать данную специальность?

 

- С одной стороны такие меры оправданы, с другой, при таком подходе, на госслужбу идти многие не хотят, особенно те, кто уже поработал в бизнесе. Идти на работу с непредсказуемой перспективой, когда только адаптировался, а тут снова реорганизация и ты попадаешь под сокращение по причинам от тебя не зависящим или тебя переводят на другую позицию, меняются требования и условия работы. Все это стресс и в такой ситуации чиновники могут начать «итальянскую забастовку» - действовать в строгом соответствии с регламентом: дается 30 дней для ответа на письма, ровно столько и будет использовано. Все наработки предшественников могут уйти в мусорную корзину – «нет человека, нет решения», а значит, не будет преемственности в ведении дел. Не случайно же раньше во властных структурах очень внимательно относились к кадрам, берегли людей, имеющих большой стаж работы, старались их не увольнять, переводили на должности консультантов, на полставки, чтобы человек, накопивший важные компетенции, понимающий систему управления, принятия решений, от которых многое зависело, могли передать свои знания и навыки. Они были ценным информационным ресурсом. Такие вещи нужно учитывать и сейчас.

 

- Какие требования предъявляются сейчас к сотрудникам органов госвласти?

 

- Сегодня, когда мы говорим о подготовке чиновников, мы говорим о хорошем образовании: социология, политология, ГМУ, менеджмент и даже история. Многое сейчас связано с различными конфессиями, поэтому и знания в этой сфере важны, также как и знание основ истории СССР, России. Кроме того, должны быть у будущих чиновников  особые навыки, например, стрессоустойчивость, они должны быть готовы к ненормированному рабочему дню, медленному продвижению по служебной лестнице, регулярным аттестациям. С недавних пор им даже приходится проходить проверку на полиграфе, иначе называемом «детектор лжи» и тесты на IQ из 500 вопросов.

Я считаю, что вместе с повышением требований должна быть разработана система обеспечения приема для талантливой молодежи. Сейчас по закону нужен стаж, а откуда он возьмется у выпускников вузов? Получается, они могут сейчас попасть либо в подведомственные организации бюджетной сферы, либо на должности специалистов 1 категории, что для людей, окончивших магистратуру по профильной специальности, хорошо знающих законодательство, иностранный язык, понимающих систему государственного управления, наверное, обидно. Эту специфику надо понимать, быть готовым к тому, что продвижения придется ждать год и даже более. При этом посмотреть на эти проблемы можно и под другим углом: не обижаться на то, что работа не оправдывает ожиданий, не думать, что твоих достижений никто не замечает, а использовать это время с максимальной пользой. Когда ты находишься в этом информационном поле на государственной службе, ты должен использовать все возможности. Ты узнаешь изнутри структуру управления крупным городом, понимаешь, как работает система бюджетного обеспечения, как разрабатываются перспективные программы, как взаимодействуют между собой органы государственной власти. Даже занимаясь, простой рутинной работой получаешь полезные навыки и компетенции, а через два года ты становишься специалистом другого рода, понимаешь суть системы управления, можешь выступать с какими-то инициативами. У нас в городе достаточно много идет и нестандартной работы: подготовка конгрессов, форумов, выставок, возможностей проверить и проявить себя становится гораздо больше. Одно дело, когда ты еще студентом выступаешь в роли волонтера, и другое, когда ты видишь весь процесс изнутри, участвуешь в подготовке материалов для круглых столов, тематических выступлений, представлений крупных городских проектов. Сейчас, когда разрабатываются серьезные перспективные программы, когда большое внимание уделяется формированию имиджа Санкт-Петербурга и работе с населением, даже такие, в общем-то, повседневные вещи, как ответы на письма заявителей, участие в приеме руководителей, выездные мероприятия первых лиц, способствуют наработке опыта.

Было бы желание, а возможности для карьерного роста найдутся!

 

Беседовала Светлана Алексеева