• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Миф о пещере и «Хроники Нарнии»

Предлагаем познакомиться с одной из работ, опубликованных в первом альманахе интеллектуальной истории Politics. В эссе Анастасии Турусиновой раскрывается вопрос о том, что в «Хрониках Нарнии» К.С. Льюис позаимствовал идею реального мира, скрытого за миром теней у Платона.

Предлагаем познакомиться с одной из работ, опубликованных в первом альманахе интеллектуальной истории Politics.

 

В эссе Анастасии Турусиновой раскрывается вопрос о том, что в «Хрониках Нарнии» К.С. Льюис позаимствовал идею реального мира, скрытого за миром теней у Платона.

Знаменитый трактат Платона «Государство» популярен и в наши дни. Многие философы до сих пор ломают головы над значением идей, изложенных еще в 360 г. до н.э. Вот и я не хочу оставить без внимания это произведение, а конкретно миф о пещере, изложенный в 7 книге. Речь пойдет о том, что идеи Платона оказывали и продолжают оказывать влияние на наше мышление о мире. Он внес вклад не только в формирование западной философии, но и в развитие религии, искусства и современной литературы. Он использовал миф о пещере для пояснения своего учения об идеях, которое позаимствовал оксфордский ученый, филолог, теолог и писатель Клайв Стейплз Льюис, который является автором не только всемирно известной серии книг для детей «Хроники Нарнии», но и нескольких литературоведческих трудов и философско-религиозных трактатов.

К.С.Льюис входил в тот же литературный кружок, что и Джон Р.Р. Толкиен2, и так же писал сказки для детей, в которых рассуждал о вечных вопросах Бытия. Стоит отметить, что кружок назывался «инклинги», и в него входили писатели из Оксфордских литературных кругов. Встречаясь в обычном английском пабе за кружкой пива, они обсуждали литературу и новые произведения. Помимо Льюса и Толкиена участниками были Чарльз Уильямс, Оуэн Барфилд и др. Иклингам нравилось придвать своим рассказам значение, закладывая в их основу известные философские идеи древности, что хорошо видно по «Властелину колец» Толкиена и «Хроникам Нарнии» Льюиса. В своей книге К.С. Льюис позаимствовал идею реального мира, скрытого за миром теней у Платона. «Последняя битва» - это заключительная книга в серии «Хроники Нарнии». В конце книги говорится о том, что Нарния перестала существовать. Солнце погасло, а саму страну затопило море. Все добрые существа покинули Нарнию  и перешли в другую удивительную страну. Попав в новую страну, дети спрашивают себя, где же она может находиться. Новая страна напоминает привычную им Англию, но отчасти она похожа и на Нарнию, только еще более удивительна. Тогда один из героев этой истории объясняет детям, что ни Англия ни Нарния, о которых онипомнят, не были реальными. Что это были лишь отражения и тени реального мира, в котором они сейчас находятся. Реальный же мир всегда существовал и будет существовать, а Нарния и Англия отличаются от него так же, как и реальный объект отличается от своей тени. По Платону все, что нас окружает – это только тени идеальных форм. У каждого предмета есть своя совершенная вечная неизменная форма, представление о которой, нам не могут дать наши органы чувств. Мы живем в мире теней, жалких

отражений прекрасных форм. Со смертью наша душа попадает в реальный мир, который и наполняют совершенные формы. Но в книге дети пытаются понять, как они попали в этот удивительный мир. На последней странице рассказа выясняется, что они все умерли – погибли в железнодорожной катастрофе. Теперь из страны теней, как называет ее К.С.Льюис, они попали в реальный мир, в котором будут жить вечно и счастливо. Их прежняя жизнь была сном, от которого они теперь проснулись. Более того, во второй половине книги один из персонажей говорит детям, что «все это было у Платона». То есть, подобно узникам в пещере по Платону, главные герои книги всю жизнь оставались в неведении, ошибочно принимая мир теней за реальный. Со смертью они освобождаются от оков, которые мешали им увидеть мир, таким какой он есть. Их души перенеслись в совершенный мир, где теперь и будут пребывать.

Так же, согласно Платону, не все души в итоге возносятся в реальный мир, это зависит от их поведения и образа жизни в мире теней. Несомненные привилегии имеют философы – мыслители, которые не оставались в плену у своих органов чувств, а пытались познать реальность по средствам размышлений. Остальные два типа людей: честолюбцы и корыстолюбцы слишком увлечены стремлению возвыситься над остальными или же ищут выгоду только для себя, наслаждаясь ощущениями, которые доставляют им органы чувств.

К.С. Льюис делит всех существ Нарнии на плохих и хороших. Злодеи погибли при переходе в реальный мир, а добрые существа продолжили свою жизнь в новой прекрасной стране. Согласно Платону, души, не заслужившие перехода в другой мир, просто перерождаются в мире теней и продолжают свою жизнь в оковах. Это напоминает многие современные религии, например, идею реинкарнации или существование Рая и Ада, куда попадает душа после смерти, что лишний раз подтверждает влияние Платона на религиозное мышление. В религиях востока, таких как, например, различные направления иудаизма и буддизма, считается, что душа человека после смерти продолжает свою жизнь в теле другого человека или животного. Тела могут быть лучшие или худшие и это зависит от образа жизни души в ее предыдущих воплощениях. Так же, в понимании многих религий существует Рай, в который душа человека попадает после смерти, если при жизни, он себя хорошо вел (не нарушал заповеди) и Ад, куда душа попадает в обратном случае. Следовательно, в любом случае, все зависит от того, как ты прожил свою жизнь. Платон утверждает, что если ты стремился к познанию, не позволял себе полагаться только на свои органы чувств, то оковы, которые сдерживают тебя от вознесения к реальному миру, вскоре расшатаются и ослабнут, ускорив твое освобождение из мира теней.

Необходимо отметить, что смысл идей Платона остался неизменным даже по прошествии тысячелетий. Появились новые трактовки и исследования, но миф о пещере не теряет свою актуальность и в наши дни. Платон стал крупным явлением в развитии философской мысли древности. Его учения не только богаты содержанием, сложны, но и очень противоречивы. Именно поэтому влияние его идей дошло до современности.