Мечты сбываются в Вышке
«Вышка – это вуз, развивающийся в таком темпе, которого нет у других питерских вузов точно, а может и российских. Поэтому работать в вузе, у которого такая динамика, и развиваться вместе с ним – это же замечательно!» – Сергей Геннадьевич Светуньков, профессор департаментов экономики и менеджмента, рассказал о комплекснозначной экономике и объяснил, почему он пришел работать в НИУ ВШЭ СПб.
Сергей Геннадьевич Светуньков, профессор департаментов экономики и менеджмента, рассказал о комплекснозначной экономике и объяснил, почему он пришел работать в НИУ ВШЭ СПб.
Расскажите, пожалуйста, об области Вашей преподавательской и научной деятельности.
Я учился в Ташкентском политехническом институте на энергетическом факультете по специальности «Электрические станции». На 4 курсе вдруг открылась потребность в реализации творческой жилки: захотелось заняться научными исследованиями. Я выбрал направление «Экономика энергетики» и, в конечном итоге, написал кандидатскую диссертацию по прогнозированию спроса на электроэнергию в промышленности. Эту рыночно ориентированную задачу я решил с помощью математических методов в 1989 году.
На закате существования СССР я решил уехать из Узбекистана и проработал девяностые годы Ульяновске, где в то время был создан филиал МГУ. В 1995 году защитил докторскую диссертацию в СПбГУЭФ, которая также была нацелена на анализ и прогнозирование, но уже экономической конъюнктуры. Так как Петербург и Ульяновск несравнимы с позиции научной атмосферы, возможностей реализации научного потенциала, то в 1999 я принял решение окончательно переехать в Петербург и в СПбГУЭФ продолжать работу над прогнозированием, но уже применительно к маркетингу. Исследования в области маркетинга «привели» меня в теорию конкуренции, и, на данный момент, в научной среде России я считаюсь специалистом в этой области, хотя теорию конкуренции я изучал, скорее как хобби, а не как направление основной научной работы. Основные научные идеи я всё же реализую в области применения математических методов в экономике. И здесь мне удалось открыть новое научное направление в этой области, а именно комплекснозначную экономику.
Комплексные переменные являются мощным инструментом, с помощью которых удалось, например, описать трёхмерное пространство, электро-магнитные и гравитационные поля. Практически все естественные науки используют для описания различных явлений модели комплексных переменных. Их отличие от действительных переменных легко понять на таком примере. Действительные переменные – это числовая ось с нулевой точкой. Длина отрезка на этой оси от нуля до той или иной точки и есть величина действительной переменной. Комплексные же переменные состоят из двух действительных чисел, связанных в одно число с помощью мнимой единицы. Поэтому графически комплексное число представляет собой не точку на оси, а точку на плоскости. Получается, что когда учёный работает с комплексным числом, он работаю с информацией о двух составляющих одновременно! Потому с помощью моделей комплексных переменных можно описывать такие сложные процессы которые действительными переменными либо невозможно описать, либо это описание получается весьма громоздким. Экономика представляет собой очень сложный объект для исследования и использование комплексных переменных в экономической науке должно дать более адекватное представление о происходящих в ней явлениях и процессах
Поставив перед собой эту задачу, я лет пять бился над ней - так, как это обыкновенно делают ученые, я пытался провести аналогию с естественными науками. Не получалось. Но однажды, когда мы с сыном перемножали на компьютере комплексные числа, я предложил ему определенную последовательность действий и увидел в результате некоторую закономерность. Осознав эту закономерность, я понял, что можно использовать комплексные переменные для описания производственных процессов - с помощью комплекснозначных моделей производственных функций. В дальнейшем появились предложения для описания и исследования с помощью комплексных переменных и других экономических объектов и явлений: фондового рынка, цикличного развития экономики, моделирования региональной экономики, различных задач социально-экономического прогнозирования, описания теневой экономики …
Развивая эту идею, я вместе со своими учениками столкнулся с очень многими трудностями, в том числе пришлось разрабатывать новый раздел в математике - математическую статистику комплексных переменных. Но, когда это было сделано, у нас появился инструмент, с помощью которого мы можем теперь строить практические модели для конкретных экономических объектов: заводов, отраслей, страны и так далее.
Обязательно должен сказать, что этого всего не удалось бы сделать за такой короткий срок, если бы не финансовая поддержка наших исследований со стороны Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда, чьи гранты помогали нам проводить наши исследования.
Насколько мне известно, Ваш педагогический стаж составляет 32 года. За это время у Вас появилась своя особая методика преподавания?
Я очень настороженно отношусь к понятию «методика», ведь по определению – это совокупность предписаний и указаний для реализации метода. А метод обучения у нас единый. Методика может отличаться какими-то отдельными элементами, которые определяются самим преподавателем. Могу сказать, что я очень люблю творческие дискуссии, нестандартные решения задач. Мне очень нравится, когда студенты демонстрируют нестандартное мышление. Дело в том, что настоящий прорыв в любом направлении осуществляется, когда определенная задача решается нестандартно. Стандартное решение – это нормальный путь развития науки, когда перед нами есть некая перспектива и четкое понимание того, к чему мы должны прийти. Здесь результат заранее ясен, и мы его получаем применением стандартных методов. А вот получить тот же результат быстрее, более эффективно и, может быть, даже не этот результат, а значительно лучший можно только при помощи нестандартных решений. Я люблю провоцировать студентов на такие вещи. Пусть не всегда они будут верными, но главное, чтобы человек что-то подобное делал. Это уже творчество.
Вы начали работать в НИУ ВШЭ СПб в 2013 году как совместитель, а в 2014 уже перешли сюда окончательно. Почему Вы выбрали именно этот вуз для продолжения своей деятельности?
Однозначного ответа нет, есть много факторов, которые сподвигли меня прийти сюда. Дело том, что последние годы я работал в Горном университете (с сентября 2012 года). Это тоже национальный университет, как и Вышка, и притом один из ведущих в России, однако весьма формализованный. Мои научные устремления в нём всякий раз разбивались об утес административно-бюркратической системы - организационная структура этого вуза сама по себе неадаптивна к новшествам и отвергает их. А вот год работы в Вышке показал, что здесь этого нет. Любые идеи и инициативы легко подхватываются, поддерживаются и развиваются. Мне здесь более комфортно заниматься наукой.
Затем, я всю сознательную жизнь работал со студентами-экономистами, которые знают объект исследования, а в Горном я работал со студентами технических специальностей, которые экономику знают плохо, а вот технологические процессы минерально-сырьевого комплекса – хорошо. Поэтому очень часто они просто не понимали, чего я от них хочу. Инструмент делали хорошо, а экономическую интерпретацию дать не могли - другое мышление. В Вышке же интересно работать со студентами, они схватывают все на лету и готовы к развитию и применению моих любимых «нестандартных решений».
К тому же, в Вышке созданы условия для поддержки научных исследований. В Горном у меня было два научных гранта: Российско-гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований, - для получения которых нужно было пройти серьезный конкурс. И, реализуя в Горном научные исследования в форме грантов, я натыкался на сопротивление административного-управленческого персонала - для получения элементарной официальной справки, нужно было сделать уйму формальной работы и потратить огромное количество времени на сбор многочисленных подписей. Здесь же – выверенная система конкурсов, которая поддерживает инициативы в любом научном направлении: фундаментальном, прикладном, организации студенческой науки и так далее. То есть научная среда в Вышке способствует реализации моего научного потенциала наилучшим способом. Это - еще одна причина, по которой я сюда пришел.
Еще один существенный момент заключается в том, что с коллегами в Вышке я неоднократно встречался и работал раньше, поэтому я попал в комфортную, дружескую атмосферу.
Ну, и принципиальное из всего этого набора: Вышка – это вуз, развивающийся в таком темпе, которого нет у других питерских вузов точно, а может и российских. Поэтому работать в вузе, у которого такая динамика, и развиваться вместе с ним – это же замечательно!
Безусловно! А что Вы можете сказать о своих дальнейших планах, касающихся Ваших научных интересов?
Передо мной стоит стратегическая задача: я хочу здесь создать научную школу по комплекснозначной экономике, с учениками, с соратниками, с последователями… Так, чтобы мы вместе развивали новое научное направление - экономико-математическое моделирование с помощью теории функции комплексных переменных! И, поскольку это новое направление ни в России, ни за рубежом никто не формировал, мы пока что «впереди планеты всей», но уже сегодня после наших публикаций, в том числе и в зарубежных изданиях, в очень многих странах мира учёные развивают наши идеи. Но в Вышке мы сможем, и, я уверен, что мы обязательно это сделаем, мы сможем быть ведущей школой в мировой науке в этом направлении. Это - моя мечта. И у меня есть твёрдое убеждение, что мечты подобного рода в Вышке обязательно сбываются.
Беседовала Ксения Бурко