• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа, где учили работать с латентными данными

Завершилась Четвертая летняя школа Лаборатории сравнительных социальных исследований «Анализ категориальных данных». В этом году в ней приняли участие более 40 молодых ученых из университетов и исследовательских центров России, Украины, Белоруссии, Италии, Германии, Польши, Румынии, Израиля и США.

Школа, где учили работать с латентными данными

Завершилась Четвертая летняя школа Лаборатории сравнительных социальных исследований «Анализ категориальных данных». В этом году в ней приняли участие более 40 молодых ученых из университетов и исследовательских центров России, Украины, Белоруссии, Италии, Германии, Польши, Румынии, Израиля и США.

Участники школы провели две недели в Зеленогорске, изучая методы работы с категориальными данными (латентный классовый анализ, логлинейная регрессия и другие). В последний день школы слушатели представили результаты своих мини-исследований, проведенных в рамках практических занятий по курсу профессора Хагенаарса (Университете Тилбурга).

«Предыдущие три летние школы ЛССИ были посвящены работе с данными, которые могут быть обработаны количественными методами, — пояснила одна из руководителей школы Татьяна Карабчук. — С учетом того, как много социологи работают с категориальными данными, для которых применение арифметических операций и количественных методов некорректно, в этом году мы пригласили на школу одного из ведущих специалистов в области методологии анализа категориальных данных Жака Хагенаарса и его аспирантку Жужу Бакк».

В программу школы также были включены факультативные курсы. Профессор Мичиганского университета, руководитель Международной лаборатории сравнительных социальных исследований Рональд Инглхарт предложил слушателям обновленную теорию модернизации и изменения ценностей, в частности, объяснение, почему теряют популярность профертильные ценности (предрасположенность к рождению большего количества детей) и как меняются индивидуальные ценности в развитых обществах.

Под руководством немецкого политолога, почетного профессора Центра исследований в области социальных наук в Берлине Ханса-Дитера Клингеманна студенты разбирались в причинах кризиса легитимности современных представительных демократий и разочарования в демократических ценностях, которое, по его мнению, наблюдался в Европе в начале 2000-х годов. На его лекции также ходили участники школы «Практика на Балтике-2014», проходившей одновременно со школой ЛССИ в Зеленогорске.

Методологические проблемы измерения религиозности и ее влияния на изменение поведенческих установок людей обсуждались на мастер-классах научного сотрудника ЛССИ Кирилла Жиркова. Он занимается кросс-культурным анализом религиозности с использованием метода многоуровневого моделирования структурными уравнениями.

В рамках летней школы также прошла очередная отчетная сессия международной исследовательской сети ЛССИ. Ее участники рассказывали о результатах своих научных проектов.

«Как ассоциированный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований на школе я представляла коллегам результаты своего проекта «Сравнительный анализ гражданской вовлеченности в Европе». В нем я предлагаю модель гражданской вовлеченности и анализирую отличия и подобие ее предикторов в разных странах Европы, — рассказала доцент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Алла Марченко. — В этом году я планирую опубликовать на основе этого исследования статью в рецензируемом зарубежном научном журнале, и для меня были очень полезны комментарии профессора Клингеманна и научного сотрудника ЛССИ Кирилла Жиркова».

По словам организаторов школы, в 2015 году она будет посвящена визуализации результатов регрессионного анализа и факториальному экспериментальному дизайну.

 

Анна Кулькова, стажер-исследователь, лаборатория политических исследований ВШЭ

«Тема летней школе ЛССИ отлично соотносится с моими исследовательскими интересами. Я изучаю взаимосвязь между религиозностью и политической активностью. Обе эти переменные являются латентными, то есть не могут быть измерены напрямую, так как представляют собой комплексные характеристики. И латентно-классовый анализ, детали которого мы скрупулезно разбирали на протяжении двух недель, мне, конечно, очень нужен для получения интересных результатов. Например, неожиданно внутри российского общества проявился латентный класс «бабушек» — группы женщин среднего возраста, которые регулярно голосуют на выборах, а также сравнительно регулярно посещают церковь. Это пока только предварительные результаты, которые, однако, интригуют и заставляют «копать» глубже».

 

Чиа Лью, PhD-студент, Центр демографических исследований в Барселоне

«Мое PhD-исследование о женщинах — главах домохозяйств как новом тренде в латиноамериканских семьях. Мы уже собрали значительный массив данных, опросив несколько тысяч человек в трех странах Латинской Америки. Большая часть вопросов в наших анкетах относится к категории номинальных, и я планирую в самое ближайшее время опробовать на них некоторые из метод, который мы изучали на занятиях профессора Хагенаарса».

 

Ольга Гаспарян, младший научный сотрудник, Лаборатория политических исследований ВШЭ

«В этом году я впервые участвовала в Летней школе, организованной Лабораторией сравнительных социальных исследований. Работа с латентными классами является любопытным направлением в работе с латентными переменными. В настоящий момент я являюсь одним из участников проекта, занимающегося изучением взаимосвязи общественных ожиданий и политических предпочтений в демократических и гибридных режимах. И для меня была очень ценной возможность представить его на школе и получить обратную связь от коллег и преподавателей, среди которых были такие известные исследователи как Ханс-Дитер Клингеманн и Рональд Инглхарт. Для меня наметился новый вектор продолжения исследования — изучение не государства, а отдельных партий и их политических программ как основы для определения «политических предпочтений».

 

Дмитро Хуткий, научный сотрудник, Киевский международный институт социологии (Украина)

«Эта школа — часть уникальной системы коучинга младших исследователей ведущими учеными в области методологии социологических исследований, которую ЛССИ внедряет уже на протяжении нескольких лет. Для меня это уже вторая школа. Многие из советов и рекомендаций, полученных мною на прошлой школе, посвященной методам анализа в пакете Mplus, я успел опробовать в своем проекте, посвященном проактивной ориентации и индивидуальному активизму. Его результаты я представлял несколько дней назад на XVIII Всемирном социологическом конгрессе в Иокогаме».

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ