• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя практика важна для развития навыка командной работы

Директор Центра исторических исследований профессор Адриан Селин рассказывает о том, как вовлечены в работу его центра, и в науку вообще студенты первых двух наборов факультета истории.

Директор Центра исторических исследований профессор Адриан Селин рассказывает о том, как вовлечены в работу его центра, и в науку вообще студенты первых двух наборов факультета истории.

 

- Для профессии историка научность является неотъемлемой характеристикой. Сложно представить себе историка-практика, разве что гида…

 

Историк-практик – это, прежде всего, эксперт. Есть много областей, где практическое использование исторического знания просто необходимо; в России и в других странах мира очень серьезный дефицит квалифицированных экспертов, к примеру, в области охраны исторического наследия (что часто ведет к некомпетентным и незаконным решениям в области землепользования).

 

Отсутствие исторической, а не мифологической  «геополитической» экспертизы, при принятии многих политических и социальных решений чревато серьезными проблемами. Я полагаю, что историческая экспертиза, базирующаяся на платформе современного качественного исторического образования, остро необходима. Между прочим, сейчас нами подготовлен и проходит последние согласования проект магистерской программы по истории, полностью на английском языке, которая и нацелена как раз на подготовку специалистов такого высокого уровня (руководитель программы доцент нашего факультета Ю. А. Лайус). Но и программа бакалавриата, дающая студентам профильное историческое образование, готовит выпускников к выходу на рынок труда. Кроме исторической академической карьеры такой выпускник вполне может быть занят и в подготовке исторических экспертиз, справок и т.п.

 

- Какие научные проекты ведет сейчас Центр исторических исследований, как в них вовлечены студенты?

 

Сейчас в Центре исторических исследований разрабатываются два проекта. Первый называется «Конструирование политического пространства в исторических империях: сравнительно-исторический анализ » (руководители – декан факультета Александр Семенов и я, Адриан Селин), и «Циркуляция знания в разделенном мире: притяжение, конфронтация, кооперация экспертных сообществ в период Холодной войны» (руководитель Юлия Лайус).

Студенты бакалавриата в качестве стажеров и лаборантов к научной работе Центра исторических исследований привлекаются с момента создания факультета. И в этом есть серьезный пропедевтический смысл: обрабатывая исторические источники (а мы поручаем студентам различную техническую, но важную работу: первичный анализ и обработку массовых данных таких памятников, как дневники, путеводители, записки иностранцев XVI-XVII вв.), студенты получают методические навыки, а главное – у них присутствует ощущение нужности работы. Важна роль студентов и в организации научных конференций, в том числе международных.

 

- Летнюю практику в Ладоге организует тоже Центр исторических исследований?

 

Нет, практика входит в учебную программу бакалавриата. Но я – руководитель ЦИИ, и мне кажется важным, что участие в научных исследованиях других организаций (а в Ладоге мы сотрудничаем с Институтом истории материальной культуры РАН) дает студентам, кроме всего прочего, представление о научных стратегиях других организаций, имеющих дело с историей, с историческим наследием.

 

- Как студенты переносят временное отсутствие комфорта и условий? Чем себя мотивируют?

 

Они очень молодые и открытые, многие – с хорошим опытом командной жизни и работы. Да и условия жизни, как мне кажется, вполне комфортные (по сравнению со многими известными мне экспедициями) – они живут в сельской гостинице (наподобие хостела), и неплохо, как мне кажется, питаются. Впрочем, условия работы, конечно, непростые. Но они справляются. Я и мои коллеги, со своей стороны, максимально пытаемся насытить их познавательную программу: практические занятия на раскопках сопровождаются лекциями и экскурсиями.

 

- Какие навыки они получают?

 

Мне кажется, важнейший навык – это понимание, что могут, а что не могут дать археологические источники в исторических исследованиях. Это можно усвоить только в рамках практической работы. Оценивать их практику я буду именно исходя из того: поняли они или не поняли, чем занимались все эти 17 дней.

 

- Продолжится ли работа над изысканиями, начатыми во время Летней практики, в сентябре в аудиториях Вышки?

 

Мы не готовим археологов: на бакалавриате у нас специальность «История». Но обязательно проведем итоговый семинар. Вообще, практика чрезвычайно важна для teambuilding, для развития навыков командной работы.

Подготовила Татьяна Чернова