• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательные инновации в действии

В конце учебного года были подведены итоги конкурса Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ на лучшие разработки учебных курсов. Среди победителей – семь преподавателей Питерской Вышки.

В конце учебного года были подведены итоги конкурса Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ на лучшие разработки учебных курсов. Среди победителей – семь преподавателей Питерской Вышки.

В номинации «Создание оригинального междисциплинарного учебного курса» победили преподаватели кампуса. Иван Григорьев из отделения прикладной политологии, и Владимир Успенский из факультета истории, разработали проект «Политические изобретения Нового времени»; Виктор Каплун, факультет социологии, и Дмитрий Калугин, факультет истории, выиграли конкурс с проектом «История публичной сферы во Франции, Германии и России в Новое время». Курсы интересны тем, на них студенты учатся анализировать истоки возникновения и развития ключевых политических институтов современности, в том числе, в публичной сфере, и формируют у студентов понимание того, как соотносятся между собой история и политология. Также на этих учебных курсах студентам привьют навыки междисциплинарного подхода к исследованиям, что особенно ценно для современного специалиста в области социальных наук.

В номинации «Создание образовательного продукта на базе LMS» победителями стали сразу три проекта от преподавателей НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Так, Евгений Антипов, факультет экономики, в своей разработке «Поддержка преподавания научно-исследовательского семинара средствами LMS eFront» предлагает  усовершенствованный механизм преподавания и контроля качества знаний студентов с помощью инструментов на базе Learning management system. «Как известно, технология LMS eFront, используемая у нас в вузе, позволяет преподавателю размещать материалы своих курсов и организовывать тестирования, обсуждения, сдачу проектов. Я использовал эти возможности для поддержки преподавания научно-исследовательского семинара, который имеет определенные отличия от других дисциплин». – рассказывает о своем проекте Евгений Антипов. – «Одной из часто используемых разными преподавателями форм работы в рамках научно-исследовательских семинаров является разбор академических статей. Как правило, в ходе этого разбора каждый студент несколько раз выступает с докладами, а остальные студенты участвуют в обсуждении. В результате, большинство студентов внимательно знакомятся только со статьями, доклады по которым они готовили. Мне же хотелось добиться, чтобы по завершении НИCа все студенты проанализировали большее число статей. Поэтому отличительной особенностью курса является обилие заданий, реализованных в LMS».

Второй проект-победитель конкурса «Создание в LMS библиотеки тестов по курсу «Направление развития методов сбора социологической информации» разработала Юлия Зеликова, факультет социологии. Библиотека тестов создается для контроля знаний студентов по дисциплине «Направление развития методов сбора социологической информации», которая читается на 1 курсе магистерской программы «Современный социальный анализ». В «библиотеке», разработанной Юлией Александровной, находятся задания разного уровня: тестовые задания с выбором ответа - не менее 50 заданий; тестовые задания, которые предполагают установку соответствия – не менее 50 заданий; тестовые задания, направленные на заполнение пропуска – не менее 30 заданий. Также для базы будут подготовлены задания, которые предусматривают ответ в свободной форме (КОТЗ). Таких заданий в библиотеке будет не менее 40 штук. Возможность для преподавателей оперативно проверять усвоение каждого раздела дисциплины. Проект Юлии Александровны дает возможность студентам самостоятельно оценивать собственный уровень усвоения дисциплины с помощью вопросов для самоконтроля и самостоятельного выполнения тестов. Такая работа позволяет более качественно освоить дисциплину и хорошо подготовится к промежуточному и итоговому контролю; обеспечить возможность для преподавателя оперативно выявлять плохо освоенные разделы дисциплины и формировать различные тесты для разных групп при проведении промежуточного и итогового контроля.

Следующий проект в номинации «Создание образовательного продукта на базе LMS» был представлен Ириной Михайловой, факультет экономики. Ирина Георгиевна создала в LMS курс дистанционного обучения компьютерному моделированию в менеджменте, который преподается второкурсникам факультета менеджмента. «Будущие менеджеры помимо серьезной математической подготовки должны обладать практическими навыками использования математических понятий  и методов, должны уметь строить математические модели, уметь решать их и интерпретировать полученные решения. Профессиональная деятельность менеджеров связана с необходимостью быстрой обработки большого объема информации  и принятия решений. Поэтому компьютерное моделирование является важнейшей частью курса «Моделирование в менеджменте»,  - рассказывает Ирина Георгиевна о проекте, и сразу поднимает важную проблему: особенность организации учебного процесса по дисциплине «Моделирование в менеджменте» в том, что из 108 часов, выделенных на ее изучение, 2/3 всего времени отведено на самостоятельную работу. Поэтому компьютерное моделирование в MS Excel  вынесено полностью на самостоятельное изучение. Выбор среды MS Excel  обусловлен ее доступностью, простотой освоения и необходимостью использования ее в дальнейшей профессиональной деятельности. Наиболее подготовленные студенты могут самостоятельно познакомиться с применением пакета компьютерной математики Maple, который хорошо приспособлен для обучения компьютерному моделированию и широко используется многими университетами мира. Так как разработка этого проекта проходила на протяжении трех лет, то Ирина Георгиевна уже успела получить обратную связь от студентов: «Задачи, предлагаемые для самостоятельного решения, вызывают очень большой интерес у студентов. Расширение базы заданий и постоянный контроль над выполнением самостоятельной работы по курсу будет и дальше вести к лучшей организации изучения курса. Студенты, регулярно занимающиеся в LMS, позитивно оценивают роль этой образовательной системы при изучении дисциплины».

Подготовила Мария Жаркова