• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Постигая тайны права

Юрфак питерской Вышки — отличный выбор для абитуриентов, желающих связать свою жизнь с правом: преподавательский состав, состоящий из судей и работников Конституционного Суда и практикующих юристов, актуальные и интересные курсы, как на русском, так и на английском языках, насыщенная научная жизнь. Об учебных дисциплинах «Конституционное и муниципальное право России» и «Конституционное правосудие» рассказывает преподаватель кафедры конституционного и административного права, главный консультант аппарата судьи Конституционного Суда РФ Павел Блохин.

Юрфак питерской Вышки — отличный выбор для абитуриентов, желающих связать свою жизнь с правом: преподавательский состав, состоящий из судей и работников Конституционного Суда и практикующих юристов, актуальные и интересные курсы, как на русском, так и на английском языках, насыщенная научная жизнь. Об учебных дисциплинах «Конституционное и муниципальное право России» и «Конституционное правосудие» рассказывает преподаватель кафедры конституционного и административного права, главный консультант аппарата судьи Конституционного Суда РФ Павел Блохин 

- Какие вопросы затрагиваются в рамках изучения КМПР и КП? Почему изучение этих дисциплин важно для юриста? Как проходят семинары?

Предмет «Конституционное право» немного известен абитуриентам, которые только сдают экзамены на юрфак. Это базовый курс, обучение юридическим премудростям без которого я бы сравнил с движением по реке на лодке без весел: куда волна прибьет. Схематически его содержание можно описать довольно просто: еще великий австрийский ученый, судья одного из первых конституционных судов в Европе, Ганс Кельзен, писал, что содержание конституции, в общем-то, сводится к двум основным вопросам: устройство власти и права человека. Я бы, правда, поменял местами эти две составляющие с точки зрения их значимости.  Так же, как и другие преподаватели, я стараюсь улавливать, что в этих двух темах актуально и интересно сегодня и будет актуально и интересно в будущем. Например, в чем сложность сосуществования национальной и наднациональной систем защиты прав человека, что такое права меньшинств и дискриминация, что означает пропорциональность или соразмерность ограничения прав, культурный релятивизм в отношении основных прав и так далее. Равным образом на конкретных примерах перед студентами можно поставить вопросы об эволюции (или деградации?) судебной системы, о новейших изменениях в избирательном законодательстве, о причудливой мутации идеи разделения властей в современных российских реалиях.

Главное одно: чтобы это было живо, понятно и актуально. Поэтому основной упор делается на новейшую практику Конституционного Суда России, ЕСПЧ: каждый семинар – моделирование и разбор последних дел.  Можно спросить, как это возможно на первом или втором курсе? Ответ: очень легко. Как сказал один из судей Верховного Суда США, судебное решение можно считать верным, если оно не вызывает сомнений с точки зрения разума и здравого смысла среднестатистического обывателя. Если верно это и то, что «право – это искусство доброго и справедливого», именно в этом мой подход к изучению конституционного права: понять, что справедливо, а что несправедливо, что разумно, а что неразумно, что очевидно, а что абсурдно. Примерно этой же логики я придерживался и в ходе преподавания нового курса под названием «Конституционная юстиция». Отчасти, это углубленный курс конституционного права, отчасти – прикосновение к процессуальному праву. Его смысл – понять, как функционирует Конституционный Суд РФ и аналогичные ему институты в других государствах, вступая в спор с законодателем и утверждая свое видение того, что справедливо и несправедливо. Но и здесь я стремлюсь избегать излишней догматики, закостенелой теории: бессмысленно проводить бесчисленные классификации конституционных жалоб, спорить о том, сколько стадий конституционного судебного процесса существует, заучивать наизусть возраст выхода судьи в отставку.

Интересно то, на основе каких доказательств реально принимается решение, какие личные, политические, мировоззренческие аспекты влияют на этот процесс, какие сложности в исполнении решения можно ожидать уже на стадии его подготовки и т.д. Надо заметить, что этот курс вызвал интерес у студентов: многие выступили на ежегодной конференции с докладами по этим и иным проблемам, двое даже подготовили статьи, заслуживающие того, чтобы опубликовать их в ведущих научных журналах страны. Я очень надеюсь, что курс юридической техники, который, видимо, заменит научно-исследовательский семинар, в рамках которого существовал курс конституционного правосудия, вызовет не меньший интерес.

- Какие формы контроля предусмотрены для студентов?

Основная форма контроля в этом возрасте – это самоконтроль. Мне кажется, хотя это и можно списать на юношеский максимализм, что репрессиями трудно привить самоотверженную и искреннюю любовь к «искусству доброго и справедливого». Необходим лишь тот минимум усилий, который требуется, чтобы сначала заинтересовать, а потом дисциплинировать. Конечно, это не отменяет тех немногочисленных проверочных мероприятий, которые предусмотрены всякой программой: промежуточные контрольные в виде решения задач или тестов, зачеты и экзамены. Впрочем, хотелось бы напомнить, что Высшая Школа Экономики неспроста именует себя «исследовательским» университетом. Это означает, что ревизионные формы обучения - контрольные и зачеты не должны подменять собой «исследовательские» формы работы – написание эссе, моделирование судебных процессов, «включенное наблюдение» (например, зарисовка настоящего процесса в Конституционном Суде). Именно они учат не запоминанию, а пониманию – пониманию логики Закона, его «ratio», того, что есть справедливо и несправедливо.

Ну и как тут не вспомнить слова прославленного дореволюционного юриста Анатолия Федоровича Кони: «Университет - эта alma mater своих питомцев - должен напитать их здоровым, чистым и укрепляющим молоком общих руководящих начал. В практической жизни, среди злободневных вопросов техники и практики, об этих началах придется им услышать уже редко. Отыскивать их и раздумывать о них в лихорадочной суете деловой жизни уже поздно. С ними, как с прочным вооружением, как с верным компасом, надо войти в жизнь».

- Отличается ли преподавание КПРФ в питерской Вышке от московской? Чем отличаются студенты питерской Вышки от московской? В чем состоят преимущества юрфака питерской Вышки?

Наверное, образовательный процесс различается одним: «московская» вышка – это московская, «питерская» – это питерская. Разделять студентов по географическому признаку я бы совершенно точно не стал: и там и там одну часть составляет талантливая «столичная» молодежь, а вторую, пожалуй, большую по размеру, – не менее талантливая молодежь из числа иногородних студентов со всех концов страны. Поэтому какое-то противопоставление здесь просто невозможно. Что касается преподавательского состава, то, конечно, для меня alma mater – это факультет права в Москве. Мне очень сильно повезло, потому что моими учителями были выдающиеся ученые нашего времени с мировым именем – такие, как Т.Г. Морщакова и С.А. Пашин.

Придя в Санкт-Петербургский кампус один год назад, я с удовольствием обнаружил себя в ничуть не менее достойном и приятном коллективе, где много очень опытных, маститых ученых и так же много молодых, активных и увлеченных людей, как я сам. Если же говорить более предметно – конечно, основное достоинство питерской Вышки и в частности, кафедры конституционного и административного права, в том, что «костяк» этого коллектива сложился из числа судей и сотрудников Конституционного Суда – юридического «авангарда» во главе с Г.А. Гаджиевым, В.А. Сивицким и другими.  И я надеюсь, что любые реформы факультета, если они состоятся, никак не скажутся на качестве обучения, а если скажутся, то только в лучшую сторону. 

Подготовила Юлия Медведева