• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алхимия Ближнего Востока

По мнению Алексея Образцова, тюрколога и доцента недавно открывшегося Департамента востоковедения и африканистики, современная география постепенно возвращается к своему изначальному значению – землеведению, в рамках которого важно знать и физическую географию региона, и экономическую и даже политическую.

По мнению Алексея Образцова, тюрколога и доцента недавно открывшегося Департамента востоковедения и африканистики, современная география постепенно возвращается к своему изначальному значению – землеведению, в рамках которого важно знать и физическую географию региона, и экономическую и даже политическую.

- В сентябре Вы начинаете преподавать студентам первого курса бакалавриата, обучающимся в рамках образовательной программы «Востоковедение и африканистика». Причем, у вас сразу два курса, один из которых «География Турции». О чем планируете рассказывать первокурсникам?

- Как раз сегодня на заседании департамента обсуждали содержание этого курса. Существуют базовые аспекты физической географии, которые включают в себя климат, регионы, водные ресурсы, границы. Экономическая география изучает экономическую специализацию регионов, их особенности с точки зрения рынка труда, динамики экономического роста, природных ресурсов. И вот Милана Юрьевна Илюшина обратила наше внимание на то, что гораздо интереснее изучать, как живут люди в этой географии. В 1927 году согласно проведенной переписи население Турции составляло 13,6 млн человек, прошло меньше ста лет, и перепись 2013 года зафиксировала 76,5 млн. Как та же самая территория в 783,5 тысячи квадратных километров обеспечивает такое количество людей пропитанием, работой, досугом, бытом?

В Турции около десяти городов-миллионников, примерно столько же, сколько в России, стране, значительно превосходящей ее по территории и населению. Более того, Стамбул входит в тройку крупнейших городов мира. Современная география стала сложнее, чем мы знали прежде, можно говорить, что по содержанию она ближе к своему первоначальному значению – землеведению. И в этом ключе мы и будем знакомить студентов с географией Турции.

Нужно сказать, что Турция, в некотором смысле, исключительная страна: при высоком уровне модернизации и урбанизации, там продолжают вполне успешно проживать кочевники. Вот о чем будет география, которую мы планируем преподавать.

Мы также познакомим студентов и с политической географией, потому что ни одна страна на Востоке не может считаться моноэтничной. Да и вообще, наверное, моноэтничных стран не существует. Просто где-то этот факт острее воспринимается, а где-то острые углы сглаживаются с помощью государственных дотаций.

- В какой форме будут проходить занятия?

Так как все преподаватели этого курса, имеют внушительный педагогический стаж, они все понимают, что чисто лекционная форма себя постепенно изживает. Хотя в наших дисциплинах это не так заметно, как на других гуманитарных специальностях.

На Востоке очень многое всегда определяла связь учителя и ученика, о которой персидский поэт-суфий Джалаладдин Руми сказал: «Ученик должен быть в руках учителя, как труп в руках обмывальщика». Полностью избежать усиленных интеллектуальных контактов преподавателя и студентов не удастся. Но, и сводить все к монологу преподавателя неправильно и даже вредно. На каком-то этапе у студента должно проявиться желание поспорить с преподавателем, дополнить его тезисы. Преподаватели тоже люди, не могут знать все. Уже на третьем курсе хороший студент может «посадить в калошу» преподавателя в каком-то узком вопросе, и это нормально. Плох тот преподаватель, чьи ученики его не превзошли.

Конечно, мы будем большее внимание уделять семинарам, на которых студенты будут делать рефераты и доклады, что ближе современным образовательным практикам, и в условиях насыщенной образовательной программы более продуктивно.

- Вы не раз бывали в экспедициях, и знаете Турцию не по учебнику. Расскажите о вашем опыте посещения этой страны.

Турция – очень разная страна. Во время последней экспедиции мы с Евгением Ильичом Зеленевым поднимались на гору Арарат в Восточной Анатолии. За последние 100 лет это первая российская экспедиция, участники которой в течение одного полевого сезона посетили четыре древние столицы Западной Армении, или Великой Армении. Мы отправились в путь из Еревана и побывали и в Ване, и в Ани, и в Догубаязите, и в Карсе. Сейчас от прежних столиц остались только руины, но рядом растут уже современные турецкие города. Вообще районы Вана и Карса долгое время были закрыты для иностранцев, там действовали весьма жесткие меры безопасности.

- Насколько на экономическую и политическую географию Турции влияют «тени Византии»?

Османская империя – не первое тюркское государство на территории Малой Азии. Османы выросли из крохотного квазигосударственного образования, они появились на политической карте Малой Азии только в 1299-м году. До этого были сельджуки, которые в 1270-м году одержали победу над войсками византийского императора Романа Диогена, который попал в плен, хотя, его приняли, скорее, как гостя. Потом он смог заплатить за себя выкуп. Это совершенно нормальный тюркский обычай: когда тебя принимают в качестве гостя, ты либо должен сам в гости пригласить этого человека, либо подарить ему подарок.

Между XI и XIII веками границы Византии сотрясали бесконечные пограничные стычки. Границы были подвижными со всех сторон, государство окружали великие племена. Уже тогда происходила тюрко-византийская конвергенция: многие переженились, некоторые византийцы приняли ислам, а тюрки перешли в христианство. До сих пор в районе Каппадокии осталась караманская община, в основном это тюрки-христиане, которые использовали до середины ХХ века греческий алфавит и в культовых целях, и для переписки, и на нем даже какое-то время издавали литературные сочинения и газеты. Вот так и происходило глубокое тюрко-византийское смешение. А верхушечное смешение было еще раньше. Один из византийских императоров, Лев, имел прозвище Хазар, так как мать у него была из хазар. И первые мечети в Византии появились в Константинополе задолго до Мехмеда II. Да и в Европу через проливы тюрки перешли не как завоеватели, а как союзники Иоанна Кантакузина, еще в середине XIV века. Эти территории действительно мост между континентами, между частями света, и как бы ни двигались вперед технологии, какие бы хитрые способы передвижения человек ни изобретал, ему все равно приходится ногами переходить по мосту между народами, между цивилизациями, между континентами.

- Будете ли вы рассматривать географию Турции в разрезе глобализации и исламизации?

Такой взгляд относится скорее к демографии, нежели к географии. Государственная идеология, смена идеологий будут рассматриваться в других курсах. Турция действительно очень динамичная страна, она сейчас переживает урбанистический взрыв. За последние полвека соотношение деревень и городов изменилось с 60/40 на 30/70. За последние тридцать лет городское население увеличилось на 30 млн человек.

Экономика Турции на сегодняшний день является одной из крупнейших в своем регионе, на данный момент в стране наблюдается экономический подъем и уже подходит к так называемой ловушке среднего класса, которая заключается в росте численности населения с относительно высоким уровнем доходов, что снижает конкурентноспособность. Большинство живет не так уж плохо, но двинуться дальше уже проблемно.  А армия Турции на Ближнем Востоке – вторая по величине и боеспособности.

- Когда мы говорим о Ближнем Востоке, о каких странах мы говорим? О каких странах пойдет речь на Вашем курсе?

Мы будем говорить скорее не про страны, а про людей. Главная философская и мировоззренческая задача гуманитарных дисциплин – научиться понимать другого. Понимать менталитет и логику человека, а не снисходительно относиться к нему. И этот курс призван заложить в умы молодых людей основы этого понимания.

Речь пойдет о странах расширенного Ближнего Востока: странах Северной Африки, арабского Востока, в том числе о Турции, Иране и их соседях.

- А вы в курсе планируете затрагивать новые течения исламизма? Что скрывается за всеми этими терминами?

Разумеется, мы будем об этом говорить, хотя при нарочитом обилии терминологии это делать сложнее. Это называется публицистичностью проблемы, когда она выходит за порог рассуждений профессиональных востоковедов, она неизбежно приобретает некоторую публицистическую окраску. И часто новый термин придумывается ради яркого заголовка. Хотя, разумеется, мы не сможем обойти стороной эту проблему.

Некоторые говорят сейчас о Ренессансе ислама даже в странах, которые до недавнего времени считались де-факто относительно светскими: Турция, Египет, Ирак и другие.

- Можно ли говорить о том, что этот предмет – это история, этнография, культура, быт и обычаи Турции?

Да, он все в себе совмещает. Культура, быт и обычаи рассматриваются в разрезе истории, так как нет застывших обычаев, нет окончательно устоявшихся поведенческих моделей. Они всегда подвержены ретроспекции, без истории тут не обойтись. Но это не в полном смысле исторический курс. История, насколько я понимаю, будет читаться студентам еще отдельно.

Если говорить об обычаях, то в некоторых местах Турции, когда вы идете в гости, вас могут выставить за дверь, если вы принесли хозяйке дома букет цветов, например. Хозяйке не принято ничего дарить, все подарки получает только хозяин дома.

- Страны Ближнего Востока представляются нам одинаково. Насколько сильно эти страны отличаются?

Есть страны более консервативные, есть менее консервативные. Я не так давно бывал в Сирии, где ислам считался государственной религией, шариат был основой законодательства, но при этом страна была абсолютно светской: хочешь – ходи в хиджабе, хочешь – не ходи в хиджабе; хочешь – пей алкоголь, не хочешь – не пей алкоголь. Никто никогда никого не спрашивал. Когда я жил в Алеппо на границе христианских и мусульманских кварталов, молодые мусульманки перебегали улицу, чтоб выпить по бокалу пива в христианской пивной. А молодые христианки перебегали через дорогу, чтобы выкурить кальян. И все жили нормально, хотя в стране официальной религией был ислам. Либеральнее страны на Ближнем Востоке я еще не видел.

Не все страны на Ближнем Востоке являются светскими, множество стран остаются весьма традиционными. Например, в Саудовской Аравии женщина не имеет права водить машину. Известно, что ислам детально описывает стратегии поведения. Если тебя приглашают в гости, то нельзя отказываться, отказом ты обидишь человека. Но что делать, если тебя два человека пригласили в гости в одно и то же время? Ислам советует идти к тому, кто ближе живет. Почему? Это связано с тем, что на Востоке люди всегда селились по земляческому или профессиональному принципу. В одном квартале, как правило, жили люди, которые либо вместе работают, либо по происхождению из одного племени или одного города, либо приятели покупали дома вместе. И чем ближе к тебе человек живет, тем он ближе тебе как друг.

- Планируете ли вы в рамках этого курса разбирать причины и особенности «арабской весны»?

Это скорее вопрос к Евгению Ильичу Зеленеву, он большой знаток политических процессов, в том числе и бунтов, и революций в исламском мире.

Конечно, будем это все разбирать. Будет курс «Введение в востоковедение», на котором будут эти вопросы затрагиваться. Даже ислам одобряет некоторые формы легального бунта при определенных обстоятельствах, например, народные восстания. Естественно, это явление очень разнопланово: это связано с демографией, это связано с тем, насколько урбанизировано общество, какой у населения образовательный ценз. В идеале было бы, чтобы наш студент, прослушав «Введение в востоковедение», «Географию», «Введение в исламоведение» и другие курсы, и сформировал собственный взгляд на вопрос. Как говорится, научные теории существуют для того, чтобы следующее поколение их опровергло.

Подготовила Татьяна Чернова