Олег Лебедев: «Чтобы правильно выбрать вуз, мало знать о самом вузе, надо знать о себе самом!»
Научный руководитель факультета довузовского образования (ФДО) Олег Лебедев рассказывает о том, зачем в условиях ЕГЭ школьнику идти учиться на подготовительное отделение того или иного университета.
Научный руководитель факультета довузовского образования (ФДО) Олег Лебедев рассказывает о том, зачем в условиях ЕГЭ школьнику идти учиться на подготовительное отделение того или иного университета.
Любой выбор всегда связан с отказом от чего-то, и важно представлять, от чего в итоге ты отказываешься, выбирая то или иное профессиональное направление. Каждый старшеклассник в какой-то момент должен определиться со своим профессиональным будущим. В помощь школьнику университеты устраивают дни открытых дверей. Их важно посещать, и для того, чтобы познакомиться с вузом, чтобы решить, соответствует это направление твоим интересам или не соответствует. Идти нужно даже в те вузы, в которые поступать нет намерения. Только для того чтобы четко ответить себе на вопрос: а это точно не мое, точно не стоит идти по этому направлению?
Многие вузы открывают у себя подготовительные курсы, на которых помогают подготовиться к ЕГЭ, но при этом не дают исчерпывающую информацию о самом университете. Но мало знать о возможностях вуза, надо знать о себе самом: о своих сильных и слабых сторонах, интересах и предпочтениях. Система подготовки в вуз в Высшей школе экономики позволяет решить эти задачи: получить необходимые сведения о высшем учебном заведении, а также больше узнать о себе, о своих способностях и возможностях.
Сложность этого выбора состоит в том, что осуществляют его старшеклассники, которые, в первую очередь, ориентируются на свои успехи в школьных предметах. При этом они не всегда имеют представление о том, чем им предстоит заниматься после получения диплома по той или иной специальности. Вышка пытается им в этом помочь еще до поступления, давая студентам ФДО представление не только о том, что они будут изучать в рамках той или иной специальности, но и чем им предсттоит заниматься в качестве политолога, экономиста или социолога, с какими профессиональными задачами он столкнется. Об этом нельзя просто рассказать, учащимся надо дать возможность получить собственный опыт всего этого.
Одним из направлений работы факультета довузовского образования является создание базовых классов, в которых изучение общественных наук будет строиться на основе учебно-исследовательской работы учащихся. Учащиеся получат первую практику решения несложных исследовательских задач, которые составляют деятельность специалистов. Мы готовим также талантливых школьников к участию в различных олимпиадах, в том числе в таких олимпиадах, которые дают возможность оценить уровень своих навыков и умений, значимых для будущей профессиональной деятельности. Один из туров олимпиады «Молодые Петербуржцы», которую организовывает Вышка, состоит из групповых дискуссий на актуальные проблемы общественной жизни, в ходе которых школьники должны показать умение аргументировать свою точку зрения, отвечать на возражения оппонентов, слушать оппонентов. Независимо от конкретной специальности, это важно для любого специалиста в сфере общественных наук.
Такие же возможности можно найти и в участии в работе пресс-клуба. В рамках пресс-клуба перед школьниками выступают крупные ученые-обществоведы, и у ребята могут узнать не только о том, какие проблемы обсуждаются в той или иной общественной науке, не только о взглядах ученых на существующие общественные проблемы, но и задать вопросы этим специалистам. Умение задавать вопросы является весьма важным навыком в Высшей школе. Таким образом, участвуя во всех этих мероприятиях, во всех активностях нашего факультета, старшеклассники смогут проверить себя, понять, насколько им интересны эти проблемы, обладают ли они какими-то способностями или желанием заниматься этим, действительно ли интересно им в будущем стать специалистами в той или иной области. Вместе с тем они получат представление о том, чему и как учат в Высшей школе экономики, они смогут заранее установить связи с кафедрами и, может быть, даже включиться в исследовательскую деятельность этих кафедр.
Подготовила Татьяна Чернова