• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Борьба с коррупцией - ответственность граждан

22 мая в рамках встречи антикоррупционного дискуссионного клуба НИУ ВШЭ на базе отделения политологии состоялся доклад «Открытые источники госинформации для проведения гражданских расследований» Аси Суворовой, редактора Фонда свободы информации.

22 мая в рамках встречи антикоррупционного дискуссионного клуба НИУ ВШЭ на базе отделения политологии состоялся доклад «Открытые источники госинформации для проведения гражданских расследований» Аси Суворовой, редактора Фонда свободы информации.
 
Ситуация с гражданскими расследованиями складывается таким образом, что, несмотря на вызванный ими общественный резонанс, коррупционеры все равно остаются безнаказанными. Как заметила Ася, профессионалы антикоррупционных расследований редко делятся с обычными гражданами своими секретами и не оказывают им поддержки, несмотря на то, что деятельность инициативных граждан по борьбе с коррупцией могла бы послужить хорошим примером. Сейчас в России действует презумпция открытости информации государства: это значит, что любой желающий может получить информацию, если она не является засекреченной. К сожалению, гражданскими расследованиями на основе открытых источников информации занимаются немногие. Среди самых известных примеров можно привести Фонд  борьбы с коррупцией и Алексея Навального. При этом, как подчеркнула Ася, несмотря на одиозность Навального как политического деятеля, результаты его расследований заслуживают внимания — они очень грамотно поданы и изложены, а также подкреплены фактическими данными.
 
Несомненно, такая активность вызывает интерес у общества, но, к сожалению, не все источники информации являются прозрачными.
Существуют следующие ресурсы, благодаря которым можно выявить коррупцию: сайт госзакупок, информация о бизнесе и акционерах, декларации о доходах и расходах, а также информация о собственности и недвижимости. Ася отметила, что система государственных закупок в России является одной из самых прозрачных благодаря существованию интернет-портала госзакупок. Существуют проекты, занимающиеся контролем госзакупок: РосПил, который отслеживает госзакупки на этапе приема заявок, а также подает жалобы в Федеральную антимонопольную службу, ГосЗатраты (ищут проблемы в самих контрактах), а также сравнительно новая организация - «За честные закупки» - проект Общероссийского Народного Фронта. Международная организация «Transparency International» занимается, по большей части, поиском коррупциогенных факторов в законодательстве и проводит аналитическую работу.
 
На жаль, механизм общественного контроля за коррупцией в госзакупках не действует так, как хотелось бы — по статистике, около 80% чиновников не сталкивались с ним. Сайт госзакупок не всегда работает должным образом — иногда к нему закрыт доступ, а подписка не соответствует обновлениям на сайте.
 
Чиновников, которые, несмотря на запрет, все же имеют свой бизнес, можно отследить в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), причем вы можете сделать это и  в режиме онлайн. К сожалению, поиск по имени действует только через платные сервисы, но, тем не менее, подобная работа с реестром оказывается весьма полезной, к примеру, в случае дела «Золотые крендели «Единой России», связанного с тридцатью депутатами, которые были уличены в предпринимательской деятельности.
 
Мониторинг деклараций чиновников позволяет контролировать их доходы и расходы и выяснить, живут ли они «по средствам». Нужно не забывать, что с 2013 года декларировать свой бюджет должны также и члены семей государственных служащих, а с 2014 года этому процессу подвергнутся государственные учреждения и вузы. Декларации публикуются разрозненно, но есть портал «Декларатор», который занимается их систематизации. К сожалению, единого государственного ресурса, который занимался бы публикацией налоговых деклараций, не существует. Положение законодательства о необходимости публикаций деклараций всячески стараются обойти: редакторы сайтов «прячут» их в самые немыслимые разделы, удаляют декларации через несколько часов. Как заметила Ася, «В наших органах власти действует закон Мерфи», потому что, если какое-то положение может быть истолковано неправильно, оно будет истолкованно именно таким образом.
 
Сведения о недвижимости можно искать по имени собственника, но для Росреестра нужно знать точный адрес, что, опять же, создает трудности для расследования. Их анализ вкупе с анализом налоговой декларации позволяет узнать, по силам ли чиновнику было приобрести собственность без получения «дополнительных доходов». Ася отметила, что проведение гражданских расследований вызывает общественный резонанс даже в тех случаях, когда чиновники остаются безнаказанными  - «Если они знают, что за ними следят, то они будут работать по-другому».
 
Подготовила Юлия Медведева, фото Ангелины Васильевой