• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О том как детям мигрантов помогают сдавать ЕГЭ студенты Вышки

Елена Суровцева, студентка 2-го курса юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург о волонтерской деятельности в Санкт-Петербургском отделении Российского Красного Креста, о сложностях в работе с детьми и помощи в подготовке к экзаменам.

Елена Суровцева, студентка 2-го курса юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург о волонтерской деятельности в Санкт-Петербургском отделении Российского Красного Креста, о сложностях в работе с детьми и помощи в подготовке к экзаменам.

О том, что есть возможность стать волонтером Детской программы Красного Креста нам рассказала заместитель декана Анна Анатольевна Смирнова, когда я училась на первом курсе. Кроме меня многие из  юридического факультета решили принять участие в программе. В прошлом году, когда проект только начинался, волонтерами были студенты 4-го и 1-го курсов. Координировал деятельность волонтеров Влад Салита, который сейчас он учится на 5-ом курсе. С прошлого года с детьми занимается Юлия Баймакова, студентка 2-го курса. С сентября мы начали активно продвигать проект среди первокурсников. В нам пришли Вика Матвеева, Тоня Шишанова, Александр Гречишников, Галя Гулина, а недавно присоединились ребята с 4-го курса Сергей Девяткин, Алексей Малаховский, Игорь Матвеев.

Мы понимаем, что сегодня не все успевают за современным темпом жизни. Особенно тяжело тем, кто вынужден уехать из родной страны по каким-либо причинам. Современная российская система образования выдвигает определенные требования к школьникам, необходимые для усвоения программ и успешной сдачи ГИА и ЕГЭ. То, что многие российские дети могут компенсировать благодаря занятиям с репетиторами, зачастую недоступно детям мигрантов, или из неблагополучных семей. Как раз здесь помощь и поддержку оказывают волонтеры Детской программы Красного Креста, в том числе и мы.

Думаю, ребята со мной согласятся, нашу деятельность сложно связывать с понятием "обязанность". Все, что от нас требуется - уделять пару часов своего воскресного времени на помощь детям с их домашним заданием, объяснять сложные темы по различным предметам, а также общаться с ними, ведь успешная и достойная жизнь невозможна без умения говорить с окружающими. Если честно, то я волновалась перед первым визитом в Красный Крест, потому что для меня это был новый вид деятельности. Я не сталкивалась с проектами, в которых было необходимо взаимодействовать с ребятами намного младше меня. Но все опасения развеялись сразу же – среди наших "подопечных" оказались не только малыши, но и школьники средних классов, с которыми было достаточно легко.

Со школьниками мы занимаемся теми предметами школьной программы, в  которых детям необходимо подтянуть свои знания, но одновременно, получаем возможность оценить свои силы в преподавании той или иной учебной дисциплины.  Мы работаем со школьниками по всем предметам до 7-го класса включительно. У нас не возникает трудностей с объяснением предметов гуманитарного цикла, а некоторые из нас берутся и за помощь в подготовке к ЕГЭ по математике. Часть «В» несложная, поэтому ее мы можем объяснить. Я могу помочь практически со всеми предметами, кроме физики и биологии старших классов. Сейчас занимаюсь с девочкой подготовкой к ГИА по обществознанию. Недавно решали ЕГЭ по математике - первые задания части «В».

Для меня все дети одинаковы, я не могу выделить кого-то среди них. Все они общительные, умные и талантливые, в чем мы, волонтеры, смогли убедиться, когда детки подготовили небольшой концерт ко Дню студента специально для нас. Я не знаю, что значит быть хорошим волонтером. Всю ситуацию с волонтерской деятельностью я вижу только с одной стороны – стороны волонтера. По другую сторону мне бывать не приходилось. На мой взгляд, понятие "хороший"/"нехороший" волонтер должно определяться не нами. Можно лишь косвенно попробовать оценить деятельность с точки зрения успеваемости ребенка, но саму оценку должны дать дети. Раньше я никогда не задумывалась о последствиях наших занятий, но фраза "Знаете, я получил «пятерку» за самостоятельную по задачам, которые мы разбирали!" изменила мои взгляды на всю мою волонтерскую деятельность.

Как мне видится, необходимо быть заинтересованным в общении с ребенком, воспринимать его серьезно, нужно быть не только терпимым, но и терпеливым, чтобы находить в себе силы многократно объяснять одно и тоже, искать различные подходы и методы объяснения, чтобы достичь конечной цели – понимания материала ребенком. Принимая решение об участии в том или ином проекте, я всегда пытаюсь оценить, насколько эта деятельность полезна мне, как она влияет на меня. За год моей волонтерской деятельности я стала более ответственной, терпимее и добрее. Я научилась планировать время, в том числе и благодаря занятиям в Красном Кресте. А также, что немаловажно, я познакомилась с интересными людьми, как с нашего факультета, так и с ребятами из других вузов.

Подготовила Юлия Медведева