• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Телесность для святого важнее его резюме

В вопросах канонизации правильно оформленное тело и выбранное место захоронения для православной традиции важнее, чем подвиг или праведность святого при жизни. Доклад профессора кафедры гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Жанны Корминой на XV Апрельской конференции был посвящен риторике и практике мученичества в современном российском православии.

В вопросах канонизации правильно оформленное тело и выбранное место захоронения для православной традиции важнее, чем подвиг или праведность святого при жизни. Доклад профессора кафедры гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Жанны Корминой на XV Апрельской конференции был посвящен риторике и практике мученичества в современном российском православии.

В докладе речь шла о мертвых телах святых, о том какие требования предъявляются к ним Православной церковью при канонизации, а прихожанами при почитании. Святость профессор Кормина определяет как процесс дискурсивных соглашений между теми, кто создает культ и теми, кто готов его принимать. Британский историк Питер Браун говорит о святых, как об «особых мертвецах». В чем их особенность? Помимо харизмы и благодати в их телах, порождающей чудеса, очень важен аспект их отношений с живыми. Как правило, обычные покойники принадлежат своему роду, родственникам. «Когда мы умираем, - говорит Жанна Кормина, - наши тела не могут просто так валяться. Почему-то живым важно, чтобы наши тела были правильно организованы и захоронены, людям не все равно, что будет происходить с их мертвыми». Святой же принадлежит иному сообществу. Еще во времена поздней античности, с момента своего появления, святые были людьми, отказавшимися от родственных уз при обращении в христианство. Не всегда, но часто, после смерти их останки попадали в домашние склепы сильных мира сего. Не для того, чтобы обрести посмертный покой в кругу чужой семьи, а чтобы сделать это место центром сообщества, к которому они теперь принадлежали. Святой становится покровителем, общим предком коллективного тела, с которым он не связан кровными узами. Он связан с этим сообществом совсем другими узами, но говорят о них, всегда используя метафоры родства: «братья и сестры», «отец нации» и т.п.

По мнению Жанны Корминой, в православной традиции телесность святого важнее его деяний. Известны случаи, когда неизвестному телу, например приплывшему по реке Мсте будущему Якову Боровичскому, «оформляли резюме» (житие) после того как он являлся во сне благочестивому местному жителю. Этой информации бывает достаточно, чтобы объявить такого странного покойника святым. У последнего российского императора и его семьи немало почитателей, но их могло быть куда больше, если бы комиссия по канонизации признала подлинность предположительных останков Романовых, обнаруженных в Свердловской области. Однако длившаяся восемь лет экспертиза не убедила РПЦ в том, что найденные в Ганиной яме останки принадлежат именно царской семье. Возвращение останков в семейный склеп в Петербурге поставило их национальную значимость.

Противоположный пример – канонизация в 2000 году новомучеников – в основном священников и епископов, общим числом более 1700 человек, пострадавших от антицерковных гонений в 1920-1930 годы. С ними связана другая проблема – эти канонизированные святые остались непочитаемыми, вокруг них не возникает живая религиозная жизнь, а те люди, которые в медиа появляются в качестве их почитателей, обычно оказываются их потомками. Пример - настоятель Храма Воскресения Христова и Новомучеников Российских в Бутово, внук одного из новомучеников, который сетует на то, что горящих свечей перед иконами в его храме немного. Прихожане не знают, куда поставить свечку, поскольку не находят знакомых святых. Перемещения канонизированных священников из семейной генеалогии в национальную так и не произошло. Один из ответов на вопрос «Почему?» - трудно любить сразу 1700 человек. Кроме того, сам этот проект был историческим проектом, церковной реабилитацией, для чего клирики погрузились в архивы, и в результате их усердия верующие получили около двух тысяч справок о том, что тот-то и тот-то родился, умер, никого не выдал во время пыток. Святые оказались слишком реалистичны и похожи друг на друга. Другое объяснение равнодушия верущих к новомученикам связано с тем, что у этих святых, захороненных в братских могилах или вовсе не захороненных, нет тел, а значит, нет материального носителя той харизмы, которой ищут верующие в святых.

Еще один кейс, показывающий несовпадение точек зрения церкви и рядовых верующих, история радового срочной службы Евгения Родионова. В 1996 году Евгений Родионов, служивший в пограничных войсках на территории Чечни, бесследно исчез. Руководство рядового направило его матери уведомление о «дезертирстве» сына. Она отправилась по месту службы Евгения, где, проведя собственное расследование, нашла следы пребывания его и еще троих сослуживцев в плену в одном из аулов. И выкупила их останки. Это были времена, когда пленные и их тела активно покупались и продавались. В 2001 году впервые была высказана инициатива о канонизации воина-новомученика. Однако комиссия Русской православной церкви  отказалась причислить Евгения к лику святых из-за недостаточности доказательств. Единственным источником всей этой истории была мать погибшего. К тому же у церковников оставались сомнения и о религиозности Родионова при жизни.

Однако святой воин оказался востребованным у верующих. Отчего-то оказалось, что говорить о воинском героизме в современной России приличествует на религиозном языке. Стали появляться иконы, ведь чтобы считаться святым, не обязательно быть канонизированным; любой канонизации должно предшествовать народное почитание. Почитатели у Евгения нашлись не только в России, но и в Сербии, Греции, где Родионов известен как Евгений Русский и воспринимается он как православный, замученный мусульманами. У семиминутного русского фильма, переведенного на сербский язык, больше 120 тысяч просмотров в интернете.

Мученики - это всегда пограничники, принявшие смерть от рук врагов. Врагами могут быть римские императоры-язычники, большевики-безбожники. И в этом  случае интересно, как на протяжении 10 лет формирования культа менялась локализация и наименование темных сил, погубивших воина. В конце 1990-х годов это были «ваххабиты», «чеченцы», теперь же – «бандиты», «боевики». В современных секулярных СМИ Евгений, отказавшийся снять нательный крест с груди, становится святым и героем всего «русского народа»: и чеченца, и ингуша, и дагестанца.

Подготовила Татьяна Чернова