• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рональд Инглхарт: «Мне нравится человечество!»

Произошедшие изменения в ценностных установках современных людей настолько устойчивы, что нашли отражение в законодательстве, отмечает научный руководитель Международной лаборатории сравнительных социальных исследований Рональд Инглхарт  в своем докладе, открывавшем пленарное заседание «Культурная эволюция и модернизация» XV  Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Произошедшие изменения в ценностных установках современных людей настолько устойчивы, что нашли отражение в законодательстве, отмечает научный руководитель Международной лаборатории сравнительных социальных исследований Рональд Инглхарт  в своем докладе, открывавшем пленарное заседание «Культурная эволюция и модернизация» XV  Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.


Скорость изменений в обществе нарастает

Еще не так давно, около 150 лет назад, средняя продолжительность жизни человека равнялась 40 годам, к которым он успевал родить 5-6 детей перед тем, как умереть. По мнению профессора Мичиганского университета такое количество детей на семью было залогом выживания человечества. Основной характеристикой семьи долгое время являлась высокая фертильность, женщины постоянно рожали, и их роли ограничивались спектром от послушной дочери и жены до матери и бабушки, если доживет. Все это сопровождалось табуированностью абортов, мастурбации. Но к счастью, все меняется.

Перемены в общественном сознании особенно заметными стали в последние 50 лет. Новые условия жизни, высокая продолжительность жизни, снижение смертности, особенно детской, добавьте к этому самый продолжительный в истории человечества мир, беспрецедентно высокую экономическую безопасность – все это способствовало выработке и принятию новых норм поведения и ценностных установок. «В Мичиганском университете мы наблюдаем явления, идущие вразрез с тем, что было нормой 30 лет назад, – профессор Инглхард в качестве примера привел опыт своей повседневности, - меняется полярность между тем, что считалось и считается теперь приличным. Раньше женщина из хорошей семьи, стремящаяся сделать карьеру, не стала бы заводить друзей среди гомосексуалистов, теперь же мы видим противоположные процессы».

В качестве других примеров изменения общественного сознания Рональд Инглхарт привел отношение к разводам, занятости мужчин и женщин, успешные политические карьеры женщин. С помощью эмпирики,  данных, полученных благодаря исследовательской сети «Всемирное исследование ценностей», очевидно, что существует связь между экономическим развитием страны и принятыми нормами. Чем богаче страна, тем более терпимые люди в ней живут, причем индекс толерантности в мировом ландшафте ценностей может варьироваться от 20% до 70%.

«Помимо уровня благосостояния на изменение норм влияет и условия экзистенциальной безопасности», - добавляет профессор. Россия в 1990-е годы испытала падение экономики, уровня жизни, сокращение продолжительности жизни.  Все это не могло не отразиться на ее ощущении экзистенциональной безопасности, и, в итоге – на индекс толерантности. На вопрос модератора, неужели снижение рождаемости является признаком движения в лучший мир, возможно, как раз в мир худший, Рональд Инглхарт подтвердил свою точку зрения, что имея большую свободу индивидуального выбора, высокую продолжительность жизни, люди будут жить лучше. Межпоколенческие изменения происходят быстрее в информационных обществах, чем в традиционных, и для сравнения привел примеры таких стран как Швеция и Уганда. «Мне нравится современное человечество!» - завершил свое выступление социолог.

Война и мир
Ближайший соратник Рональда Ингелгарта, которого тот представил как «интересного человека, который часто прав, но не всегда», вице-президент Ассоциации всемирных исследований ценностей Кристиан Вельцель говорил о том, какие изменения в общественном сознании произошли в отношении таких фундаментальных вопросов, как «война и мир».

Профессор Вельцель начал с того, что жестокость, насилие – естественные явления для традиционных обществ. Войны происходили перманентно, причем потери гражданского населения многократно превышали потери военного контингента. С технологическим совершенством повысился уровень организации применения насилия. После Второй мировой войны арсенал ядерного и химического оружия многих стран стал таким, что с его помощью человечество можно уничтожить несколько раз. И в то же время Стивен Пинкер издает оптимистичную книгу «О причинах спада насилия», в которой утверждает, что мы живем в самую мирную из эпох. ''Сейчас в Европе, - пишет Пинкер, - ваш шанс быть убитым в 10, в 20, а то и в 50 раз ниже, чем 500 лет назад''. Дело не только в том, что на протяжении скоро 70 лет мы нет глобальных войн, межнациональных и гражданских конфликтов стало меньше, значительно меньше число погибших в этих стычках, меньше страдает гражданское население в ходе вооруженных конфликтов. Массовые восстания против тиранов стали менее насильственными, но при этом более эффективными.

Одно из объяснений этого процесса, которое дает ученый, – расширение демократии, демократический мир, утверждается в книге, более миролюбив, чем автократические режимы. Еще одну причину снижения насилия Пинкер видит в росте взаимозависимости, характерного для капиталистического мира, войны в этой реальности не выгодны. Пинкер говорит о том, что силы просвещения постепенно приводят человечество к рационализации решений, в том числе, и в области международных отношений. Рост сочувствия ведет к гуманистическим нормам, однако, - замечает Кристиан Вельцель, - Стивен Пинкер не говорит, как это реализуется на уровне индивидуума.

Вельцель видит механизм снижения насилия в обществе в воздействии технического прогресса на массы. Технологические прорывы во многих областях жизни освободили время людей от рутинных неприятных занятий, увеличили индивидуальные доходы, положительно повлияли на продолжительность жизни. Стало интереснее проживать жизнь, чем жертвовать ею. Исследования показывают устойчивое на протяжении десятилетий снижение готовности людей воевать за свою родину, в том числе, эти процессы характерны и для России. Источники угроз ослабевают. Многие ученые говорили о том, что технологическое изменение цивилизаций возможно, но не моральное. Профессор Вельцель не согласен с этой точкой зрения, приводя данные по которым можно утверждать о ценностной эволюции общества. Гуманистическая трансформация морали привела к неприятию потери собственной жизни.

«Русская болезнь»

О евразийском опыте ценностных трансформаций докладывал заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Эдуард Понарин. К достижению счастья, по мнению профессора, ведут два пути – посредством получения желаемого и через любовь к тому, что уже есть, этому учат и все известные мировые религии. Одно, правда, не исключает другого. Ценностный переход от традиционно-религиозного общества к рационально-секулярному в большинстве европейских стран произошел естественно, когда к этому созрели условия. Развитие науки и техники привело к тому, что люди стали чувствовать себя увереннее, успешно справляясь с силами природы и чувствуя себя менее зависимыми от капризов высших сил. В России переход к секуляризации прошел насильственным путем, частично этим можно объяснить наблюдаемый в последние годы в нашей стране откат к ценностям традиционного общества.

Поскольку необходимость выживать ослабла, люди стали интересоваться другими вещами: интересной работой, увлекательным времяпровождением, возможностью получения новых навыков и знаний. Но в России этот переход не произошел, или произошел ограниченно. «Мы по-прежнему жадные и враждебны друг другу» - поставил диагноз российскому обществу профессор Понарин. Согласно данным 1981 года, собранных Ассоциацией всемирных исследований ценностей, в начале 1980-х годов Россия в рейтинге субъективного благополучия была близка к Швеции, и гораздо более счастливой, чем Венгрия. Однако распад СССР и последовавшие за ним экономический спад и снижение продолжительности жизни понизило позиции страны, причем до уровня гораздо более низкого, чем уступавшей ей в восьмидесятые годы Венгрии. Крушение мировоззрения оказалось одним из сильных факторов, повлиявших на снижение русских людей. Экономические неурядицы можно преодолеть со временем, а вот что делать с чувствами поражения и вины, которые венгры, и даже украинцы не спешили разделять с нами?

Российская экономика в 2000-е пошла вверх, вместе с ней рос и индекс субъективного благополучия, но только до определенного момента. Причем, рост ВВП на душу населения продолжал расти, а индекс социального благополучия нет. Исследователи провели спектральный анализ этой кривой, чтобы посмотреть настроения по поколениям. Оказалось, что ощущение счастья у молодого поколения (тех, кто родился в 1975 году и позже) продолжило расти, более того, рост индекса у этой когорты выражен отчетливее, чем у других поколенческих групп. Среднее поколение демонстрирует неубедительный рост субъективного благополучия, больше похожий на стагнацию. Кривая старшего поколения и вовсе ушла в пике, пожилые люди так и не оправились от произошедших перемен и, судя по всему, уже и не оправятся. Закончил свой доклад профессор Понарин на оптимистической ноте, отметив наметившиеся семь лет назад сдвиги в ценностных установках российских людей, которые все охотнее участвуют в различных волонтерских движениях, чаще выражают свою гражданскую позицию по различным политическим вопросам.


Подчинение вместо права

Доклад научного руководителя НИУ ВШЭ Евгения Ясина по его собственному определению посвящен «разбору того, почему в России произошла последняя революция, и почему произошло то, что описал предыдущий докладчик – Эдуард Понарин. Как сложились существующие отличия Европы и России, и почему Европа достигла больших успехов в науке, в технологиях, преуспев не только в экономике, но и в морально-духовной сфере?".

Киевская Русь была страной городов, располагавшихся вдоль берегов Днепра, там развивалась торговля, в том числе и рабами. Уже была учреждена «Русская правда» - свод законов от Ярослава Мудрого, но этот процесс был прерван монголо-татарским нашествием, которое вместо западной цивилизации, предполагавшей развитие права, привнесло азиатскую традицию абсолютного господства над поданными. Так получилось, что князья северо-восточной части Руси, казавшейся современникам наиболее безопасной и поэтому прираставшей населением, восприняли монгольскую традицию, и в результате с XIV века по 1861 год в течение пяти столетий в России развивались традиции самодержавия.  Начиная с XVI века эти традиции активно стали насаждаться и за пределами Московского княжества, которое стало превращаться в империю.

Небольшое оживление в сторону рынка произошло только после 1861 года, когда было отменено крепостное право. Рост ВВП в 1913 году составил в России 4,8%, опережающий динамику экономики в Англии и Германии, у страны появился шанс ликвидировать свое отставание от западных стран, однако Первая мировая война разрушила эту возможность. К власти пришли большевики, отменившие рыночное развитие страны, и создавшие новую иерархическую систему подчинения, напоминавшую феодально-бюрократическую систему прошлого. Развиваться и конкурировать в таких условиях страна не могла. Счастливое расположение духа советского населения в 1981 году, которое в своем докладе отметил Эдуард Понаринм, Евгений Ясин объяснил повышением благосостояния людей на рубеже 1970-1980 годов, ставшее возможным благодаря открытию в 1960-е годы сибирской нефти, и усилению конъюнктуры на углеводороды в 1970-е. В 1985 году пришел к власти Михаил Горбачев, инициировавший социальные реформы, прерванные падением цен на нефть в конце 1980-х годов. Падение уровня жизни ускорил произошедщий в 1991 году крах советской системы.


Новая Россия начала с реформ по либерализации экономики и политической жизни. Сменивший в 1999 году Ельцина президент Путин продолжил рыночный вектор развития страны. С ростом доходов населения стал подниматься и индекс субъективного благополучия, который приостановился в 2006 году, так как по размышлениям Евгения Ясина люди понимали, что этот экономический рост недолгий, они предчувствовали близкий кризис. В 2003 году Путин произвел поворот к иерархическому развитию страны, патерналистским отношениям между центром и регионами. Результатом постоянной конфронтации населения с правящими группами стало пренебрежение к закону и правам собственности у основной массы населения, а также терпимое отношение к полузаконным экономическим практикам. Полученное историческое наследие ограничивает возможности для дальнейшего экономического и социального развития России. Выходом из сложившейся ситуации может стать укрепление рыночных институтов и снижение доли государственного сектора в российской экономике, полагает профессор Ясин.


Подготовила Татьяна Чернова, фото Никиты Бензорука