• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Живо ли образование в России?

В рамках международной научно-практической конференции «Санкт-Петербург для образования и реформ» было проведено несколько публичных дискуссий, одной из которых стала «Школа в пространстве мегаполиса».

В рамках международной научно-практической конференции «Санкт-Петербург для образования и реформ» было проведено несколько публичных дискуссий, одной из которых стала «Школа в пространстве мегаполиса».

Открывал дискуссионную панель Леонид Илюшин, старший эксперт проекта «Школьная лига РОСНАНО». Первыми выступили ученики средней школы № 332 с коллективным докладом на тему: «О живом пространстве города глазами 15-летних граждан», постаравшись представить свое мнение о роли школы в современном образовательном процессе. Один из учащихся, Максим Абраменко, поведал многочисленной публике о собственной школьной жизни, о сложном совмещении учебного процесса и подготовки к ЕГЭ с посещением различных кружков, секций и курсов.

В докладе прозвучала идея введения обязательных уроков в музеях, обязательное посещение театров в целях повышения общей культурности и расширения кругозора у ребят. Также учащимися школы № 332 была представлена презентация со статистическими данными под названием «Мое любимое место в СПБ», сделанная по сочинениям школьников 3-7-ых классов ГБОУ № 332. 58 ответов были в пользу музеев, таких как: Эрмитаж, Артиллерийский музей, а также Грандмакет России. 23 школьника ответили, что парки и зоопарки прельщают их больше всего.
Свое выступление ребята закончили рядом вопросов: «Почему мы должны изучать то, что не хотим? Почему Министерство образования заботится больше о физическом образовании, а не о духовном?» и другие. Выступающие были рады ответить на поступившие из зала вопросы. Старший научный сотрудник Александр Лисовский факультета социологии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург задал ребятам вопрос, что же они считают своей малой родиной, если Петербург – «большая», по их мнению? Учащиеся ГБОУ № 332 единогласно решили, что малая родина – это район города, в котором они живут.

Следующая презентация «Эдъютейнмет  как новая образовательная реальность» была подготовлена профессором  экономического факультета Питерской Вышки Еленой Казаковой. Речь шла о многообразии форм дополнительного образования в РФ и, в частности, в СПб. Эдъютейнмент обычно раскрывает варианты альтернативного образования, ориентированных на семьи с детьми: музеи, башни знаний, лектории, Science Slam. Елена Ивановна предложила несколько возможных вариантов перевода самого термина Эдъютейнмент: «обучение через развлечения», «обучение через увлечение», «обучение как побочный результат развлечения», «развлечение через вовлечение в обучение». 

Светлана Баронене, декан факультета последипломного образования НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург,  представила присутствующим свое видение реалий школьного образования в докладе «Образование в фокусе повседневности». Сравнение жизни в школе и вне школы было ключевым моментом презентации. Светлана Геннадьевна сравнивала обучение в российских школах с учебным процессом в школах Финляндии. Основной проблемой отечественного образования Светлана Геннадьевна назвала недоверие и отсутствие ценностей «настоящего». «Удовольствие от процесса, а не движение к цели, победа над собой, а не над другими, совместный труд, а не соперничество, внимание к мелочам, а не масштабность – вот, что необходимо и важно достичь» - резюмировала Светлана Баронене.
После кофе-брейка началась вторая часть аудиторной дискуссии  с темой: «Школа в мегаполисе: партнеры и конкуренты», подготовленной Сергеем Косарецким, директором Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. Обсуждение тематики школы в мегаполисе, роль информационных ресурсов, социальная неоднородность российских мегаполисов – важные моменты которые были затронуты в презентации. «Дополнительное образование позволяет выходить группам на новую ступень, но, несмотря на привлекательность, стратификация образования для слабых неактивных групп и бедных домохозяйств - большая проблема». Презентуя результаты исследования дополнительного образования, выступающий привел данные, полученные Центром  о стоимости дополнительного образования (ДО). Таблица данных показала, что в Москве 80% родителей тратят ежемесячно 6800 рублей на ДО детей,  по России 70 % - около 3600 р. В месяц. Докладчиком был представлен ТОП-50 самых популярных мест ДО для посещения с детьми. Самыми востребованными по Москве оказались: «Экспериментариум», «Дарвиновский музей», а также различные творческие кластеры. «Совместимость занятий детей с родителями - приоритетное направление в ДО» - уточнил Сергей Геннадьевич, - «Практика семейного образования все больше повсеместно находит свое применение».

С последним докладом в рамках общей дискуссии выступил член-корреспондент РАО, профессор НИУ ВШЭ Олег Лебедев. Презентация «Мегаполис как центр интеграции образовательных инициатив» поставила перед присутствующими крайне актуальный вопрос «Сможет ли СПб стать федеральным центром инноваций в сфере образования или эта ношу должна нести Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге?» Профессор Лебедев перечислил несколько инноваций в образовательной среде, которые в той или иной мере были реализованы в России за последние годы: «Липецкий опыт», «Проблемное обучение», «Педагогическое сотрудничество» и другие. Олег Лебедев резюмировал, что инициативы «сверху» вызвали и вызывают до сих пор большое недоверие, а «снизу» - это утерянные шансы. Возможными областями образовательных инициатив являются система воспитания, организационно-педагогическая система, дидактическая система, относительная стабильность  предметно-классно-урочной системы и возможность модернизации отдельных звеньев других систем. «ВШЭ обладает необходимыми способностями к модернизации системы изучения общественных дисциплин за счет кадрового обеспечения, педагогической концепции и иных ресурсов» - подытожил докладчик.

Подготовил Иван Мальцов, фотографии Никиты Локтионова