• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Имперская нация

13 марта в публичной лекции профессора политической и социальной истории Мичиганского университета Рональда Сюни обсуждался российский исторический опыт создания империй – сложносоставных политических сообществ – и наций, которые в конце XX века стали символической основой для создания независимых государств на постсоветском пространстве.

13 марта в публичной лекции профессора политической и социальной истории Мичиганского университета Рональда Сюни обсуждался российский исторический опыт создания империй – сложносоставных политических сообществ – и наций, которые в конце XX века стали символической основой для создания независимых государств на постсоветском пространстве.

Публичная лекция Рональда Сюни «Наследие империи в Российской истории» была организована в рамках проекта Сети Исследователей Империи и Национализма (net.abimperio.net) и прошла  в форме совместного заседания семинара “Границы истории” Центра исторических исследований и Факультета истории и Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. 

Профессор Сюни в ходе лекции рассказывал о своем новом проекте и большой книге, которую он пишет с коллегой из Мичиганского университета Валери Кивельсон. Книга посвящена явлению «Российская империя», охватывающему период со времен Киевской Руси и заканчивая современностью. Согласно Рональду Сюни империя определяется как государственное образование, с укорененными различиями и неравенствами между ее классами и сословиями. Неравенство возникает в результате завоеваний, и для него характерно подчинение периферии центру.

Россия, по мнению Сюни, всегда была империей, это ее постоянное качество, которое соседями воспринималось как угроза. В глобальном масштабе Россия никогда не была сильной страной, но для слабых соседей представляла реальную угрозу. По мнению заведующего Лабораторией сравнительных социальных исследований Эдуарда Понарина, это не совсем так. Во-первых, после разгрома армии Наполеона Россия заняла лидирующую геополитическую позицию среди других государств мира. Во-вторых, соседние государства боялись вторжения российских войск только ввиду собственной военной слабости. К тому же, соседние Речь Посполитая и Османская империя были очень сильными государствами,  поэтому не совсем понятно, кто кого должен был бояться.

Вопрос, который особенно интересует Сюни: почему так долго продержалась российская империя. На одном подчинении и неравенстве долго не продержишься. Наивный ответ – за счет насилия, но он не годится, потому что все политологи понимают, что на голом насилии далеко не уедешь, и, значит, должны быть какие-то выгоды от существования империи. И ответ мичиганского гостя таков: имперские элиты России активно вовлекали в свой круг мелкие национальные элиты, это притягивало правящий класс народов и сами народы вслед за ним. Второе, ощущение порядка и справедливости, создаваемое империей, было той ценностью, которая удерживала разные части империи вместе.

Формула, которую предлагает Сюни, Россия – это авторитаризм с согласия подчиненных. Методы управления используются недемократические, но в то же время против этих методов никто не возражает. Таким было традиционное состояние империи в России приблизительно до XIX века, пока не появилась идеология национализма и национального освобождения. Николай Первый ответил на этот вызов тем, что попытался сочетать старые имперские основы с новыми идеологическими веяниями, и во время его царствования родилась формула «Православие. Самодержавие. Народность», которая оказалась вполне успешной, а империя стабильной. По выражению Сюни, империя была слишком успешной, в том смысле, что было настолько хорошо, что никому ничего менять не хотелось. В результате Россия отстала от других держав, но это проявилось только во время Крымской войны, и только после нее в стране начались реформы. В качестве примера успешности империи, профессор приводит то обстоятельство, что в третьем отделении Канцелярии его Величества, занимавшемся политическим сыском, было всего 15 офицеров на всю огромную империю.

После непродолжительного периода либерализма, возвращается патернализм, народ привык, что империя производит справедливость как общественное благо, безопасность, порядок и так далее. И произошел откат к традиционной российской системе. В этом смысле империи являются очень устойчивыми образованиями, которые сложно подорвать. Могут возникать различные ситуации, но тысячелетнюю историю так просто не спишешь.

После объединения идей национализма с традиционными имперскими устоями возникает империя в новом качестве, но по-прежнему для нее характерно большое территориальное, культурное и этническое разнообразие. Культ верховного правителя, олицетворяющего саму империю, продолжается в веке XX и даже в XXI веке. В этом смысле империя противопоставляется национальному государству. В национальном государстве люди принципиально равны и обладают одинаковыми возможностями, каждый человек, по идее, такой же, как и любой другой. Империя же утверждает неравенство, которое закреплено в ней на институциональном уровне, и поддерживается тем, что некоторые части империи чувствуют себя более великими, а другие – менее великими, малыми, неполноценными.

Националистические веяния в идеологии либерализма вызывает появление того, что Сюни называет «имперская нация». Это новый подход к проблематике, которого раньше в научной литературе не было, «имперская нация» - это нация, сочетающая в себе империю и характеристики националистического государства. Примером такой имперской нации может быть Франция времен правления Наполеона, когда она охватывала значительную часть Европы, французы при этом были главнее, чем все остальные. Гитлер пытался построить такую же империю, включающую всю Европу, в которой немцы-арийцы играли бы ведущую роль.

Публичная лекция транслировалась для заинтересованной аудитории московского кампуса НИУ ВШЭ, прямая трансляция была организована через портал net.abimperio.net с синхронным переводом на русский язык.

 

Экспертиза историка оказалась особенно востребованной для понимания текущего политического кризиса в отношениях между Российской Федерацией и Украиной (интервью профессора радио «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге»).

Видеозапись лекции доступна по ссылке.

 

Подготовлено Татьяной Черновой и Марией Жарковой, фото Полины Поповой