Социология для учителей
В четверг 13 марта в Аничковом лицеесостоялся третий семинар в рамках цикла «Городских методических семинаров для учителей общественных наук», организованного факультетом довузовского образования НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
В четверг 13 марта в Аничковом лицеесостоялся третий семинар в рамках цикла «Городских методических семинаров для учителей общественных наук», организованного факультетом довузовского образования НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
На этот раз в качестве докладчика пригласили Эдуарда Понарина,заведующего Международной лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург . Профессор Понарин рассказывал об исследовании лаборатории «Россия и США: от любви до ненависти. 1993-2012», за время своего выступления виртуозно продемонстрировав динамику и причины изменений отношения россиян к американцам. Результаты большого опроса российской элиты показали, что ответы на вопрос «Является ли США угрозой для России?» различались в разные периоды истории страны. Обострение враждебности или оттепель могли быть связаны с ситуацией в стране или глобальными событиями, такими, как кризисы 1998 и 2008 годов. Рассуждая об антиамериканизме россиян и причинах нетерпимости в отношении других народов, Эдуард Понарин подвел участников семинара к теме национализма.
После выступления социолога, Дмитрий Григоренко, преподаватель школы № 513 предложил вопросы, сопряженные с темой прозвучавшего доклада, которые можно было бы поднять на уроках обществознания. Среди них: «Что значит быть русским?», «Может ли нация существовать без национализма?», «Всегда ли для того, чтобы объединиться, нужен общий враг?» и другие.
В завершающей части семинара профессор кафедры институциональной экономики и научный руководитель факультета довузовского образования НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олег Лебедев отметил, что в комментариях к прослушанному докладу поднимается острая проблема изучения общественных наук, в частности социологии, в школе. По мнению профессора, все вопросы этой области должны разрешаться на практических занятиях, например при проведении конкретных исследований, возможные темы которых «Школьная перемена в разных классах», «Образ жизни: отцы и дети», «Школа в жизни современной молодежи в России и за рубежом».
Участники семинара пришли к общему согласию о том, что в следующем учебном году можно провести подобное исследование в петербургских школах, и на этом семинар завершили. Заключительную в этом учебном году встречу назначили на 3 апреля.
Текст подготовила Ксения Бурко, фотоотчет Полины Поповой