• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новейшие теории торговли

Александр Шепотило, ведущий научный сотрудник Лаборатории теории рынков и пространственной экономики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург сквозь призму теории торговли Пола Кругмана и Марка Мелица рассматривает вопросы развития экономики и торговли в России в ходе заседания экспертного клуба «Контекст».

Александр Шепотило, ведущий научный сотрудник ЛТРПЭ НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург сквозь призму теории торговли Пола Кругмана и Марка Мелица рассматривает вопросы развития экономики и торговли в России в ходе заседания экспертного клуба «Контекст».

26 февраля состоялось выступление доктора экономики (Ph.D., Мэрилендский университет в Колледж-Парке, США), ведущего научного сотрудника Лаборатории теории рынков и пространственной экономики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Александра Шепотило на тему «Новейшие теории торговли и региональные торговые соглашения: выгоды и вызовы для российского бизнеса в контексте экономики ВТО».

Начать исследователь Шепотило предложил с обсуждения моделей, которыми пользуются экономисты, чтобы понять, почему международная экономика существует, и в чем выгоды от международной кооперации. Существуют три теории международной торговли: теория Рикардо, которая предполагала, что у стран есть различия в технологиях и на этой основе они взаимовыгодно торгуют; теория Херкшена-Алима о том, что странам, различающимся по уровню обладания и развития ресурсов, в том числе человеческих, выгодно торговать между собой; и теория Кругмана, одна из самых успешных моделей в экономике. Экономист Кругман исходит из того, что люди любят разнообразие, с ростом масштаба производства затраты на единицу продукции падает, а структура рынка описывается моделью монополистической конкуренции. На основе теории Кругмана была написана в 2003 году работа Марка Мелица, где он в модель Кругмана включает фирмы.

Первые две теории международной торговли с помощью разницы между ресурсами стран пытаются обосновать возникновение между ними торговых отношений, но не объясняют существующие в международной торговле факты. Первый факт состоит в том, что международная торговля происходит в основном в рамках одной отрасли. Второй момент, который не могут объяснить эти теории, заключается в том, что большие торговые потоки возникают между похожими странами. Теория Кругмана-Меллица дает пояснения к обоим моментам, говоря, что торговать в рамках одной отрасли между разными странами выгодно с точки зрения технологий производства. В отраслях, где отдача от масштаба более выражена, стимул роста для фирмы сильнее, и если он сочетается с низкими транспортными издержками, то такие отрасли будут концентрироваться в нескольких небольших регионах. Модель также говорит, что схожие страны больше торгуют между собой и при этом торговля происходит внутри отрасли, и крупные страны имеют преимущества в торговле, предлагая более разнообразные продукты.

Современные экономические исследования основаны на массивах подробных данных, яркий пример – работы Хелпмана, Мендлера и Рединга, основывающиеся на данных по компаниям Бразилии, данных о всех зарегистрированных в этих фирмах работниках. На этих базах разрабатываются модели, где международная торговля сочетаются с рынком труда. В связи с этим модель Мелица – это мостик между теорией международной торговли и теорией фирм. В модели предсказывается, что экспорт ориентированные компании – более крупные и более производительные, а следовательно, более конкурентоспособные. Это важно потому, что в любой момент времени есть компании, которые расширяются, и есть компании, которые уходят с рынка. Экспорт ориентированные компании очень чутко реагируют на экономические шоки, и через них можно определить влияние либерализации торговли на другие фирмы.

С точки зрения снижения торговых барьеров модель Мелица говорит о том, что при вхождении в крупную торговую организацию из отраслей уходят неэффективные производители. Это плохо для неконкурентоспособных компаний, но эта либерализация способствует выходу на экспортные рынки предприятий среднего звена. Но больше всех от такой политики выигрывают крупные компании, так как они растут быстрее, они захватывают большую долю рынка. Также существует такой момент, как влияние снижения торговых барьеров на ассортимент товаров, особенно при производстве в смежных областях.

Допустим, у нас есть две страны, и они начинают торговать друг с другом. Тогда происходит несколько эффектов, влияющих на разные фирмы абсолютно по-разному. Есть компании, которые выигрывают от либерализации, есть те, которые сворачивают производство из-за нее. Происходит перераспределение рабочей силы на рынке и перераспределение долей компаний.

Модель Кругмана-Мелица говорит о том, что при прочих равных условиях более крупный торговый блок привлекает больше компаний, также он создает лучшие условия для формирования производственных цепочек и увеличивает благосостояние потребителей. С другой стороны, торговые соглашения искажают торговые потоки, то есть в мире, где существует Всемирная торговая организация, идея об одновременном снижении тарифов к нулю является логичной, так как отсутствие торговых тарифов между странами – это лучшее состояние экономики. Но тарифы далеки от нуля, поэтому появляется искажение в виде региональных (сниженных) тарифах. Две страны, торгующие по региональным тарифам, получают преимущество, и в этом случае создается неэффективная производственная цепочка. При этом может сложиться ситуация, при которой эффективные производственные цепочки прервутся. 

Если рассмотривать ситуацию с двумя торговыми блоками, примерно равными по размерам, то любое изменение в каждом из них способно вызвать скачкообразное изменение в другом блоке, вызвав так называемый «эффект домино». Нужно иметь в виду, что равновесие между торговыми блоками довольно шаткое.

Относительно России, по договору между Россией и ВТО связанный торговый тариф будет снижаться до 6-8%, а тариф на ввоз снизится с 11% до 7,9% в 2020 году. Причем тарифы будут разные для разных товаров: к более торгуемым товарам будут применяться более низкие ставки. При этом существует группа товаров, на которые Россия может поставить ставки выше связанной.

Существует несколько теорий того, как повлияет нахождение России в ВТО на производство в различных отраслях, как это членство повлияет на благосостояние граждан. В целом экономика будет расти, потеряв только доходы от сниженных торговых ставках, но они будут компенсированы возможностью выхода на международный рынок. Кроме того, будут снижены цены на ввозимые товары, а также это подтолкнет к развитию сектора услуг. Как показывает модель, за счет расширения рынка услуг благосостояние населения вырастет на 5%, то есть основной момент вступления в ВТО – либерализация в секторе услуг, прямые иностранные инвестиции в эту сферу. И Петербург много выигрывает от вступления России в ВТО, так как он имеет большую долю прямых иностранных инвестиций в сравнении с другими регионами.

Из-за снижения торговых тарифов на рынок приходят иностранные производители-конкуренты. В то же время российские компании могут получить доступ к более качественным иностранным ресурсам и технологиям, и за счет этого улучшить свою производительность. Позитивный эффект был доказан эмпирически. Более того, разнообразный и конкурентный рынок услуг позволяет компании сконцентрироваться на ее основной функции – производить товары, используя при этом внешних провайдеров услуг. Такая позиция выгодна для обеих сторон.

Александр Шепотило проанализировал выгоды от таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. С одной стороны, создание Таможенного союза – позитивный шаг, характеризующийся снижением торговых барьеров. Крупные рынки позволяют компаниям увеличивать выпуск, снижать издержки на единицу продукции и получать выгоды от унификации законодательства. Отсутствие налоговых барьеров сопутствует увеличению объемов торговли. С другой стороны, Таможенный союз предписывает стране-участнице жесткие обязательства, которые создают проблемы с точки зрения, например, ввозных тарифов.

Справка:

 

Идея клуба «Контекст» продиктована необходимостью в настройке кросс-профессионального диалога, потребностью в создании площадки, на которой ученые и бизнесмены могли бы обмениваться опытом, обсуждать инновации, задавать друг другу вопросы. «Контекст» — это открытые лекции в клубном формате, где спикеры, эксперты и приглашенные гости (ученые, бизнесмены, журналисты) — профессионалы, умеющие говорить доступно, готовые к нестандартным вопросам и обмену опытом, обладающие нетривиальным взглядом на обычные вещи, открытые для новых мнений и контактов. НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург является партнером клуба с 2012 года.