Как сформировать студенческую команду с помощью социальных сетей?
Исследовательский проект “Формирование учебных групп в университете с помощью анализа социальных сетей” преподавателей факультета менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Елены Веретенник, Александра Пронина и Александра Семенова занял второе место в конкурсе научных работ молодых ученых в области образования на премию журнала “Вопросы образования”.
Исследовательский проект “Формирование учебных групп в университете с помощью анализа социальных сетей” преподавателей факультета менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Елены Веретенник, Александра Пронина и Александра Семенова занял второе место в конкурсе научных работ молодых ученых в области образования на премию журнала “Вопросы образования”.
Конкурс научных работ молодых ученых на премию журнала «Вопросы образования» проводится ежегодно. Его цель - отобрать исследовательские статьи, содержащих новое теоретическое или эмпирическое знание о системе и процессах образования. В этом году на конкурс было представлено более 100 научных работ из России, Казахстана и Украины, три из них были отмечены отдельными премиями, одна из которых досталась исследователям из Вышки.
Команда петербургского кампуса формировалась поэтапно, подготовка и написание статьи заняли два с половиной года. Весной 2011 года руководство факультета менеджмента сформировало запрос на проведение исследования взаимодействия студентов четырех групп 2-го курса с целью их последующей перегруппировки. Для решения этой задачи пригласили социолога Александра Пронина, а консультативную поддержку ему оказывал Александр Семенов. Результаты этого краткосрочного проекта показались руководству факультета перспективными, и было принято решение интегрировать предложенную методику реорганизации групп для решения всех аналогичных задач, а также - в перспективе - для формирования более лояльных, дружных коллективов выпускников, готовых к активному сотрудничеству к НИУ ВШЭ. На этом этапе к команде присоединилась Елена Веретенник, преподаватель факультета, ответственная за кураторскую поддержку студентов и работу с выпускниками. Благодаря объединению социологов и менеджера получилось описать в работе не просто итоги исследования, а конкретную управленческую технологию формирования студенческих учебных групп с учетом заданных критериев.
В работе описаны и даны результаты тестирования алгоритма реорганизации студенческих учебных групп c помощью методологии анализа социальных сетей. В отличие от стандартных для учебных частей и преподавателей процедур формирования групп, например, псевдослучайной группировки по признакам географической или гендерной принадлежности, факультет менеджмента инициировал эксперимент по включению в алгоритм изменения числа учебных групп и изменения структуры курса нового критерия, сложившихся за время обучения студентов дружеских и деловых связей. Применения сетевых методов позволило безболезненно сократить количество учебных групп с четырех до трех на 2-ом курсе. Сравнение полученных за полтора года рейтинговых оценок успеваемости студентов экспериментальной и контрольной групп аналогичного курса другого факультета показывают существенный рост среднего балла для участников групп, сформированных с учетом межличностных оценок и взаимодействия. Таким образом, предлагаемый метод группировки может стать решением в ситуациях естественного убывания студентов в результате отчисления или перевода, для формирования проектных команд в рамках исследовательских курсов или научных лабораторий, с перспективой повышения среднего уровня усвоения материала и учебной мотивации.
Впервые исследование было представлено на IV международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования, а также в стендовой сессии на прошедшей недавно международной конференции XXXIV International Sunbelt Social Network Conference. Итоги обработки результатов второго этапа эксперимента будут обсуждаться уже в апреле на XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» в Москве.
Подготовила Мария Жаркова