Иностранным студентам рассказали про российское счастье
В рамках Международной недели НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург с докладом о счастье перед иностранными студентами выступил заведующий Международной лабораторией сравнительных социальных исследований Эдуард Понарин.
В рамках Международной недели НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург с докладом о счастье перед иностранными студентами выступил заведующий Международной лабораторией сравнительных социальных исследований Эдуард Понарин.
Профессор Понарин начал лекцию с подробного описания теории модернизации профессора Мичиганского университета Рональда Ингелхарта, легшая в основу исследования о субъективном уровне благополучия. Согласно этой теории уровень развития экономики влияет на прочие аспекты социальной жизни, но при переменных посредниках, таких как ценности. В истории человечества известны два ценностных перехода. Первый переход произошел, когда началась индустриализация в раннее Новое время, и люди вдруг осознали, что они могут контролировать собственную жизнь, опираясь на собственные силы и знания. И в этот момент наступил переход от веры в высшие силы к вере в собственные силы.
Индустриализация привела к росту экономики и увеличению уровня жизни в ряде стран, что способствовало уверенности многих людей, что они не умрут от холода и голода. Эта уверенность подвела развитые страны ко второму ценностному переходу, заключающемуся в том, что ценности сдвигались от ценностей выживания к ценностям самовыражения, таким как свобода выбора, самореализация и политическая активность. Эдуард Понарин привел в пример ценность воздуха: когда человек живет и спокойно дышит, он не задумывается о воздухе, но стоит ему попасть в помещение без вентиляции – и все его мысли будут концентрироваться только на том, как получить доступ к воздуху. Когда чего-то жизненно важного нет, то хочется только этого. Но когда вроде бы все есть, то люди переходят на другой уровень, интересуются такими ценностями, как свобода выбора и самовыражения, интересная работа. Деньги продолжают играть роль, но уже не определяющую.
Основываясь на теории модернизации и данных по 100 странам, собранным в течение 32 лет ассоциацией "Всемирное исследование ценностей" (World Values Survey), Эдуард Дмитриевич проиллюстрировал зависимость счастья от материального благополучия в разных странах. Сначала наблюдался очень резкий рост, когда осуществлялся переход от очень бедных стран к развивающимся. Но после определенного уровня доходов разница в уровне счастья была не столь значительной. Поэтому когда совершается второй переход, он создает новую среду, люди становятся более открыты ми друг другу, больше доверяют и не боятся рисковать.
В индустриальную эпоху не было принято доверять даже родственникам, поэтому возникали такие большие идеологии как национализм и коммунизм. А в постматериалистическую эпоху люди начинают свободно заключать союзы по экономическим или политическим интересам, потому что даже в случае недобросовестного поведения партнера, человек все равно выживет. Риск становится меньше, люди доверяют друг другу и договариваются. Это хорошо как для роста экономики, так и для политического разнообразия. Правительства становятся зависимыми от мнения населения: когда несколько людей протестуют, то государство может их проигнорировать или даже наказать, а в случае массового общественного недовольства правительство становится зависимым от масс, и это ведет к установлению демократических институтов.
В России первый переход был совершен давно, почти одновременно со странами Европы. А вот переход от ценностей выживания к ценностям самовыражения она еще даже не начала. Россия характеризуется высоким уровнем подозрительности к чужим, к непохожим на нас людям, представителям другой расы, половой ориентации или религии. Кроме того, для жителей нашей страны характерна жадность, так как деньги увеличивают возможность выживания, в возможности которого россияне не всегда уверены. Такие показатели возможны как следствие сильнейших экономических потрясений, которые страна пережила не так давно.
Посмотрев на динамику изменения уровня счастья с 1981 по 2012 года, можно увидеть, что во времена Советского Союза люди были счастливее, нежели сейчас. Но самое большое падение уровня счастья наблюдалось в 1990-е годы, когда реальная экономика функционировала хуже, чем даже в период Второй мировой войны. Наряду с экономической наступила социальная катастрофа, уровень счастья упал беспрецедентно резко. Нечто подобное наблюдалось и в других странах, например, в Венгрии, но там и экономический спад был не таким колоссальным, и идеологически им было легче – они могли просто обвинить во всех бедах Россию, но развиваться дальше. А русские и сами понимают, что как-то ошиблись с выбором идеологии. Этот коллапс системы мировоззрения привел к тому, что Россия в постсоветское время сдвинулась в сторону традиционных ценностей. Она по-прежнему остается малорелигиозной страной, но роль религии по сравнению с постсоветским временем усилилась.
Из-за пережитых потрясений россияне стали еще более жадными в то время, когда остальной мир стал значительно ближе ко второму переходу или совершил его. Интересно то, что разные поколения россиян по-разному переживали постсоветское время. Самое старшее поколение людей становится все более несчастными, и даже экономический рост не помогает в изменении положения. Младшее поколение, которое родилось и приспособилось к новым условиям, с самого начала было значительно счастливее, потому что, во-первых, у них не было коммунистических идеалов изначально. А во-вторых, как только начинается экономический рост, это поколение становится все более счастливым. Россия – материалистическая страна, поэтому таких результатов можно было ожидать. Если наша экономика будет продолжать расти, то через какое-то время у людей действительно появятся новые ценности. Уже сейчас можно видеть, что в больших городах есть островки постматериализма, жители которых ао своим ценностным ориентирам во многом солидарны европейцами.
Подготовила Мария Жаркова