• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Профессиональное будущее больше не может находиться вне магистратуры»

Закончилась первая сессия Зимней школы в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Два дня, 8 и 9 февраля, студенты бакалавриата примерялись к магистерским программам вуза, а заодно участвовали в деловых играх, мастер-классах и круглых столах.

Закончилась первая сессия Зимней школы в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Два дня, 8 и 9 февраля, студенты бакалавриата примерялись к магистерским программам вуза, а заодно участвовали в деловых играх, мастер-классах и круглых столах.

Высокая планка Зимней школы была задана в самом начале мероприятия – первое пленарное заседание открывал научный руководитель и один из основателей НИУ ВШЭ Евгений Ясин. Выступление реформатора новой России, выдающегося экономиста и общественного деятеля собрало рекордное количество слушателей. Свою лекцию «Будущее отечественной экономики: есть ли повод к оптимизму?» Евгений Ясин начал с прошлого, с обзора ключевых исторических событий, сформировавших экономику такой, какой мы ее можем наблюдать сейчас. Точкой отсчета стал 1917 год – год победы пролетарской революции, провозгласившей гегемонию пролетариата и плановую экономику.

Особое внимание 4-й министр экономики Российской Федерации (1994-1997 г.г.) уделил обстоятельствам и ключевым вехам обратной трансформации отечественной экономики из плановой в рыночную, сложностям, с которыми пришлось реформаторам столкнуться при этом, а также периоду восстановления. «Вы полны надежд на прекрасное будущее, - подвел черту под своим выступлением профессор Ясин, - и вы абсолютно правы, так как имеете все основания для оптимизма». Эти основания Евгений Ясин видел в предпринимательском творчестве, в амбициозных целях, которые достижимы при наличии молодой энергии, и еще в том, что на долю страны уже не выпадут такого высокого накала кризисы, с которыми столкнулись предыдущие поколения. «Кризисы ближайших 30-40 лет не идут ни в какое сравнение с тем, что мы уже пережили», - заверил присутствующих профессор Ясин.

В своем приветственном слове директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Сергей Кадочников подчеркнул значение пленарных заседаний, с которых должен начинаться каждый из четырех дней Зимней школы: «Каждый день будет открываться лекцией ведущего ученого НИУ ВШЭ, которое должно показать научный и исследовательский потенциал нашего вуза». Сергей Кадочников добавил, что современная экономика требует от профессионала все больше знаний и компетенций, что означает, что профессиональное будущее за высоким профильным образованием, которое предоставляет магистратура.

Публичная лекция проректора НИУ ВШЭ Сергея Рощина «Белые пятна российского рынка труда: маршрут для исследователя» продолжил логику выступления профессора Ясина. Социолог показал и проследил перед аудиторией процесс формирования рынка труда таким, каким мы его знаем: с низким уровнем безработицы и не менее низкой производительностью, с пластичной зарплатой и высокой мобильностью профессионалов.

Экономист Лэйард однажды назвал российский рынок труда «мечтой неоклассика». На структурные экономические трансформации, «шоковую терапию» в России отреагировали своеобразно, не по учебнику. В чем же заключается российская трудовая аномалия? В том, что вместо занятости она повлияла на структуру оплаты труда. В начале 1990-х годов, когда предприятия были вынуждены начать осваивать правила рынка, вместо массовых увольнений, имевших место в схожих ситуациях в других странах, руководство компаний и учреждений стало экспериментировать с рабочим временем, оплачивать труд своих сотрудников своей же продукцией, манипулировать с зарплатными ставками.  Новые рабочие места появлялись в неформальных секторах, появилась незарегистрированная занятость и т.д. Цена адаптации к новым условиям игры была возложена не на определенные категории сотрудников, а «размазана» по всем. В итоге отечественная экономика получила высокую занятость, «бедных работающих», частую смену работодателей среди профессионалов, неработающие профсоюзы и низкую производительность труда.

После пленарного заседания студенты расходились по аудиториям магистерских программ, которые имели для них практическое значение, связанное с планами продолжения образования. Сотрудники МП «Государственное и муниципальное управление» в течение двух дней провели три лекции и семинар с участием руководителя Леонтьевского центра профессора Леонида Лимонова, который рассказал присутствующим, что такое агломерация и почему ее развитие нужно планировать. Коллектив МП "Маркетинговые технологии" в подтверждение практикоориентированого характера своей программы ежедневно уделял внимание проведению интерактивных обучающих мероприятий: мастер-класса, воркшопа, конкурсного консалтингового проекта и решению кейса. Во время воркшопа по технологии создания эффективных рекламных текстов с использованием коммуникационной модели AIDA от руководителя магистерской программы Оксаны Юлдашевой гости Зимней школы получили возможность потренироваться  в рекламном копирайтинге и попрактиковать только что полученные знания.

Преподаватели МП «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» сосредоточились вокруг компетенций, перспектив трудоустройства и карьерных стратегий будущих профессионалов отрасли. Опытным участникам рынка, пришедшим по приглашению на встречу с абитуриентами программы, удалось своими рассказами вызвать блеск в глазах аудитории. Впервые в этом году презентовали себя логисты, решив испытать все формы работы с публикой: от лекции и презентации до деловой игры «Логисты шутят». Те из студентов, кто выдержал это многообразие влияния, в итоге решили попробовать себя в логистике. Студент 3-го курса факультета менеджмента по окончании второго дня Зимней школы признался, что на 90% вопрос магистратуры для себя решил, поскольку понял, что это профессия логиста создана специально для него, так как требует и математических знаний и организационных навыков.

Коллектив МП «Политика и управление» также решили не замыкаться на одной стороне вопроса, а провели студентов по всем граням профессии: от выбора линии поведения при принятии законопроекта, до ораторского искусства во время дискуссии. Сотрудники «Современного социального анализа» показали интересующимся профессией перспективу: как публиковаться в международных научных изданиях и какой инструментарий есть у тех, кто планирует исследовать виртуальное пространство. Ребята прямо в компьютерном зале смогли получить начальные навыки визуализации данных и соцсетевого анализа, а также узнали, что существует гражданская наука, и что она может дать представителям науки академической.

Подготовила Татьяна Чернова, фотографии Ильи Матвеева