Школьники со всей России исследовали качество клиентской поддержки банка на Хакатоне олимпиады DANO в Питерской Вышке
В Канатном цехе НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург прошел Хакатон олимпиады DANO, который объединил 180 школьников со всей России. Участники приехали из Москвы, Новосибирска, Перми, Ижевска, Выборга, Архангельска, Рязани, Ярославля, Костромы, Белгорода, Вологды, Казани, Хабаровска и других городов.

Хакатон DANO открывает возможность для талантливых школьников попробовать себя в роли аналитиков данных и автоматически пройти на второй (отборочный) этап престижной олимпиады. В течение двух дней участники работали в командах по 5-6 человек, исследуя реальные данные от Т-Банка под руководством ведущих экспертов индустрии.
В состав жюри вошли руководитель направления аналитики Выгоды в Т-Банке Владислав Пинкевич, доцент Департамента прикладной экономики Факультета экономических наук НИУ ВШЭ Иван Станкевич, академический руководитель образовательной программы «Управление бизнесом» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Савва Томский, руководитель отдела Core аналитики и Финтех монетизации в Т-Банке Юлия Гурова, директор Высшей школы цифровой культуры Университета ИТМО Елена Михайлова и другие.
Старшеклассники решали актуальную бизнес-задачу — выясняли, что влияет на удовлетворенность клиентов службы поддержки Т-Банка. Команды анализировали данные об обращениях через чаты и звонки за 10 рабочих дней, используя более 30 различных метрик — от времени обработки запросов до статуса проблемы. Итогом работы стали гипотезы, объясняющие среднюю оценку клиентов, и практические рекомендации для улучшения качества обслуживания.
«Работы в этот раз получились очень сильными. Я поймал себя на том, что даю советы и рекомендации, которые я бы скорее говорил студентам четвертого курса, делающим дипломные работы, а не школьникам, которые выполняют проект по анализу данных на выходных», — отметил председатель жюри Иван Станкевич.
Владислав Пикиневич подчеркнул качество разработанных решений: «Очень приятно, что ребята понимают, как на основе анализа можно что-то изменить и улучшить. Это именно то, чего мы ждем от будущих сотрудников. Важно, что участников хакатона с каждым годом становится все больше, а идеи все лучше».
Участники хакатона из Костромы, Белгорода и Вологды объединились в команду «Полено». По словам школьников, самым сложным было разобраться в датасете и начать строить гипотезы. «Когда у тебя график складывается из набора цифр в более-менее понятную линию, ты просто наслаждаешься процессом и тем, что у тебя что-то получилось. Еще очень приятно, когда твои исследования могут принести какую-то практическую пользу компании. Понимаешь, что ты нужен, что ты можешь что-то сделать», — рассказывают одиннадцатиклассник Иван Агафонов и десятиклассница Екатерина Кеттунин.
Влада Берлизева учится в 703-й школе Петербурга, для нее это уже четвертый хакатон. Она ценит подобный формат за возможность познакомиться со старшеклассниками со всей страны, получить новые знания и опыт. «Во время решения кейса учишься не только анализу данных, но и узнаешь много нового про людей, их поведение, привычки. Я считаю, это всем полезно. Самым сложным был объем работы, но это же и интересно: нужно было изучить столько материалов… А еще очень ценю общение с менторами и экспертами», — отметила она.
По итогам двухдневной работы жюри определило четыре команды-победителя — два первых и два вторых места. Все призеры автоматически проходят во второй (отборочный) этап олимпиады DANO.
В одной из команд-лидеров объединились старшеклассники из Москвы (Лицей ВШЭ), Хабаровска и Новосибирска. Школьники отметили, что самым сложным оказалась формулировка предложений по улучшению бизнес-кейса — они перебрали множество вариантов, отмели несколько тривиальных идей.
В итоге Константин Быков, Михаил Вершинин, Мария Гордеева, Алена Драчева, Даниил Илюхин и Вера Кузнецова рекомендовали службе поддержки внедрить большую языковую модель (LLM) для автоматической генерации краткого содержания результатов общения при переводе клиентов между сотрудниками колл-центра. «ИИ формирует главные тезисы и передает следующему сотруднику, чтобы клиенту не приходилось заново рассказывать всю историю. Думаю, мы выложились на все 100 процентов, хотя для нас это был первый хакатон», — поделилась победительница Вера Кузнецова.
«Мы приехали из Новосибирска, очень понравился дух мероприятия и хочется, чтобы подобные хакатоны проводили и у нас в Сибири. Считаю, что за два дня нам удалось проделать колоссальную работу и приятно, что ее так высоко оценили», — комментирует участник второй победившей команды Андрей Большаков.
Алексей Балахонов, Алиса Лохматова, Анастасия Мицура, Алексей Новиков и Михаил Савченков приехали в Питерскую Вышку из Москвы, все они учатся в Лицее НИУ ВШЭ и уже не первый раз участвуют в хакатоне. «Мы очень долго шли к этому второму месту — и тут наконец получилось! Думаю, что окончательно сработались плюс подтянули теоретическую подготовку. В этом году очень понравились менторы! Раньше они не так активно помогали, а здесь действительно поддерживали нас на протяжении всей работы», — поделилась впечатлениями Алиса Лохматова.
«Главный результат хакатона — узнать что-то новое, получить уникальные навыки. Анализ данных пригодится во всех сферах жизни. Независимо от того, будут ли школьники аналитиками в банке или филологами, умение формулировать гипотезы и объяснять механизмы будет конкурентным преимуществом», — подчеркнул академический руководитель программы «Управление бизнесом» Савва Томский.
Регистрация на основную олимпиаду DANO открыта до 30 сентября. Первый (отборочный) этап пройдет с 3 по 6 октября. Победители и призеры олимпиады получают преимущества при поступлении в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

