• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психолог Питерской Вышки изучила эффективность альтернативной коммуникации для детей с аутизмом

Сотрудник Лаборатории доказательной психологии здоровья и благополучия Тамара Соломатина опубликовала результаты двухлетнего исследования коррекции поведения детей с расстройством аутистического спектра в журнале «Аутизм и нарушения развития».

Психолог Питерской Вышки изучила эффективность альтернативной коммуникации для детей с аутизмом

© istockphoto.com

Исследование проводилось в течение двух лет на основе данных, собранных педагогами школы-интерната № 20 Петроградского района Санкт-Петербурга. Тамара Соломатина работает методистом Лаборатории образовательных инноваций в этом образовательном учреждении.

В эксперименте участвовал десятилетний ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) и трудностями речи. Цель работы — сопоставить влияние двух систем альтернативной коммуникации. Исследование показало, что использование планшетных приложений более эффективно снижает проблемное поведение и развивает речь, чем традиционная система карточек с изображениями.

Соломатина Тамара Викторовна

Тамара Соломатина

сотрудник Лаборатории доказательной психологии здоровья и благополучия

«В области прикладного анализа поведения ведется много практической работы как с детьми с аутизмом, так и с другими нарушениями развития, но результаты таких исследований публикуются редко, так как у практиков часто не хватает ресурсов на подготовку статей. Мне хотелось внести свой вклад в изменение этой ситуации, показав, что и на данных, полученных в рамках практической работы, возможно подготовить полноценную научную статью».

Исследователь сравнила эффективность двух систем альтернативной коммуникации для детей с нарушениями речи. Первый год ребенок использовал систему PECS — обмен карточками с изображениями предметов для выражения просьб. Второй год применялось приложение «LINKa. Напиши» на планшете, где ребенок печатал свои просьбы.

Основной метод коррекции — тренинг функциональной коммуникации в сочетании с процедурой гашения. Это научные подходы, направленные на прекращение нежелательного поведения путем устранения факторов, которые его поддерживают, а также с помощью формирования альтернативных коммуникативных навыков.

При использовании системы PECS проблемное поведение наблюдалось в среднем в 25 % случаев, а количество устных просьб — 8,8 за учебный день. При работе с планшетом эпизоды нежелательных реакций  снизились до 12 %, а число вокальных обращений увеличилось почти в три раза — до 25,9 за день. «Использование планшета привело к более значительному результату в плане коррекции поведения и заметному увеличению голосовой коммуникации у ребенка», — отмечает исследователь.

Научную статью «Влияние систем альтернативной и дополнительной коммуникации на коррекцию проблемного поведения и развитие вокальной речи у 10-летнего ребенка с РАС» Тамара Соломатина опубликовала в специальном выпуске журнала «Аутизм и нарушения развития», который был посвящен альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Исследователь планирует продолжать работу в области прикладного анализа поведения. По ее мнению, результаты показывают необходимость дальнейшего изучения эффективности планшетных приложений для коррекционной терапии и развития речи у детей с РАС.

«Моя статья уже используется в качестве аргумента важности применения АДК в работе с детьми с дефицитами вокальной речи, о чем я узнала от коллег. Социально значимый результат проделанной работы — то, что меня особенно радует», — делится Тамара Соломатина.

По мнению исследователя, работа будет полезна не только практикующим коллегам, но и студентам — как успешный пример решения сложных социальных проблем.

Лаборатория доказательной психологии здоровья и благополучия НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург изучает эффективность психологической помощи, влияние цифровых технологий на ментальное здоровье, а также оценивает социально-психологические факторы субъективного благополучия человека.