• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Симбиоз политологии и анализа данных»: как выпускник и преподаватель Питерской Вышки сочетает гуманитарные и технические науки

Ярослав Барыкин окончил бакалавриат «Политология и мировая политика», а затем — с красным дипломом — магистерскую программу «Анализ данных для государства и общества». Сейчас выпускник Питерской Вышки преподает у студентов-политологов и планирует продолжить обучение в аспирантуре. О симбиозе технических и гуманитарных наук, работе с частными компаниями и многом другом — в нашем интервью.

«Симбиоз политологии и анализа данных»: как выпускник и преподаватель Питерской Вышки сочетает гуманитарные и технические науки

Фото из личного архива Ярослава Барыкина

Вы перешли от политологии к анализу данных. Чем обусловлен выбор магистерской программы и оправдала ли она ожидания?

— Идея совместить техническое и гуманитарное направления родилась, когда я учился на втором курсе бакалавриата. Я увидел, как методы Data Science работают в социальных науках в рамках курса «Количественные методы» и на майноре Data Science, и понял: это мое. Выбирая магистерскую программу, я остановился на «Анализе данных для государства и общества», так как она не только предлагает обучение широкому спектру аналитических инструментов, но предоставляет широкий выбор карьерных треков после выпуска: от академической деятельности до работы в государственном или частном секторе. Мне также была важна преемственность обучения на бакалаврской и магистерской программах — хотелось дальше развиваться в качестве политолога.

Программа превзошла мои ожидания и воплотила мечту: нас учили решать реальные политические и социальные проблемы с помощью данных. Кроме того, она эволюционировала — появились курсы по NLP, агентному моделированию и ML. Те, кто поступает сейчас, получат даже больше, чем я! Но главное, что я обрел, — свобода выбора. Я мог двигаться в академию, госсектор или бизнес. А я выбрал все эти направления сразу.

На протяжении нескольких лет главный объект вашего научного исследования — это популизм. Что так привлекает в этой теме?
 

— Я бы сказал — парадоксальность этого явления. Ученые сходятся в понимании того, какие политические лидеры и партии являются популистскими. Однако не могут найти консенсус в вопросах того, что является отличительной чертой популизма и, следовательно, почему популисты начали набирать вес относительно других политических сил. Попытка приобщиться к данному обсуждению нашла воплощение в ВКР на бакалавриате и магистратуре. Изначально меня интересовали российские представители данного политического течения, и я анализировал их риторику в социальных сетях. Позднее я переключился на европейских популистов и их электоральные результаты в сравнительной и временной динамике.

Вместе с этим, более минорный сегмент моих академических интересов составляет изучение дискурса в социальных сетях и E-governance, в рамках которых я реализовал несколько исследовательских и конкурсных проектов.  
 

— Зачем вообще политологам знать языки программирования?
 

— С одной стороны, кажется, что данные дисциплины могут быть полезны исключительно тем, кто собирается использовать преимущественно количественные методы в своих работах. Однако я считаю, что сторонникам качественного подхода также стоит уделить внимание этим дисциплинам. Во-первых, некоторые инструменты могут быть полезны в рамках качественных исследований — например, для обработки и анализа интервью. Во-вторых, понимание количественных методов позволяет лучше анализировать уже существующие исследования, использующие статистику, на основе которых мы строим собственные аргументы.

Фото из личного архива Ярослава Барыкина

— Вы закончили Питерскую Вышку и остались в университете уже в новом качестве. Каково это — перейти от студенчества к преподаванию?

— Мне кажется, существует аспект, который различает и вместе с этим объединяет студенчество и преподавание. Когда готовишь материалы для студентов, ты сам продолжаешь учиться. Однако это обучение несколько отличается от того, что испытываешь в студенческие годы. Поскольку стоит задача как можно доходчивее донести какую-то информацию, которая тебе уже известна, ты начинаешь по-другому ее воспринимать. В этом плане иногда приходится бороться со старыми привычками, а иногда открывать для себя новые детали уже знакомой темы. Порой источником подобных размышлений являются вопросы самих студентов.

Когда я начал преподавать, у меня было некоторое ощущение паники, вызванное ответственностью, поскольку мой предмет направлен на подготовку студентов ко внутреннему экзамену. Однако это ощущение все больше сглаживалось по мере того, как появлялись студенты, которые были заинтересованы в материале, активно обсуждали его и старались получить хорошую оценку. 

Я преподаю «Основы программирования в Python» и «Количественные методы в политических исследованиях» для бакалавров-политологов. Цель этих дисциплин — обучить студентов инструментам для проведения исследований, основанных на статистике. Причем до недавнего времени обучение и применение подобных методов осуществлялось преимущественно на основе языка программирования R. Однако под воздействием множества факторов — в первую очередь я связываю это с развитием AI и ML — последние несколько лет все большее значение в этой области приобретает Python. Хочется верить, что у меня получается помочь студентам разобраться в данной теме, опираясь на собственный опыт работы с этими языками программирования как в исследовательских, так и в прикладных проектах.

Фото из личного архива Ярослава Барыкина

Над какими проектами вы работаете за пределами вуза?

— Я участвовал в проекте Счетной палаты по оценке открытости органов государственной власти. Моя роль заключалась в оценке качества и доступности открытых данных, которые представляют государственные ведомства. Также я работал в Центре политической конъюнктуры, где занимался количественным анализом информационного поля и написанием аналитических отчетов. В исследовательских проектах центра использовался анализ данных, где как раз оказались востребованы навыки, полученные в рамках магистерской программы.

На данном этапе, помимо обучения и преподавания в Питерской Вышке, я выполняю тестовые задания в частных компаниях, а также углубляюсь в темы бизнес-анализа и продуктовой аналитики.

Тестовые задания в различных компаниях отражают суть работы, уровень организации и перспективы внутри предприятия. Задачи разнообразны: в некоторых местах — сугубо технические, например, по имеющейся базе данных написать запросы в MySQL, чтобы получить интересующие выборки, а где-то — более творческие. В одной из компаний с помощью графических инструментов я должен был изобразить бизнес-процесс для приложения. Затем было необходимо описать для потенциальных исполнителей его преимущества, а для представителей бизнеса — как данный продукт может решить текущие потребности компании. Как раз выявление подобных потребностей бизнеса, поиск способов их решения и оформление потенциальных решений в такой формат, который был бы понятен исполнителям, и является сутью бизнес-анализа. По крайней мере, мне так кажется на текущем этапе.

На первых стадиях погружения в эту область мне казалось, что я сталкиваюсь с интуитивно понятными процессами — как базовые схемы SWOT-анализа. Однако при дальнейшем изучении специализированной литературы выяснилось, что существует огромное количество подходов к выстраиванию бизнес-процессов, а также не менее объемный инструментарий для работы бизнес-аналитика. Это интересно и безусловно вдохновляет на продолжение развития в данной сфере.

Следующий шаг — аспирантура. В чем ваша мотивация и каковы цели?

— Я прошел конкурс в аспирантуру и собираюсь дальше развиваться в академическом плане. Основным мотивом к этому служит, с одной стороны, желание довести свои исследовательские навыки до совершенства и написать такую работу, которую было бы интересно читать так же, как в свое время мне было увлекательно читать статьи из престижных международных журналов. С другой стороны, есть желание дальше совершенствоваться как преподаватель и общаться со студентами. Вместе с этим я также хочу реализовываться параллельно и вне академической сферы. Думаю, обе эти области могут взаимно дополнять друг друга с точки зрения развития и применения навыков.

А что ближе: преподавание или научно-исследовательская деятельность?

— Преподавание приносит мне большее удовлетворение, в первую очередь за счет общения со студентами. Возможно, в будущем я бы хотел сделать основной упор на эту часть профессиональной деятельности. Однако, как мне кажется, одно без другого попросту не работает. Нельзя в полной мере объяснить студентам важность тех или иных инструментов, которым я обучаю, если я сам как исследователь их не использую и не получаю значимые результаты. Поэтому, как и в случае с сочетанием образовательных направлений, мне близок симбиоз двух неотъемлемых видов деятельности.

И последний вопрос: как бы вы описали Вышку в трех словах?

— Люди, атмосфера, свобода.