• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«От династии Бенуа до метавселенной Чернихова»: как прошел «архитектурный марафон» Питерской Вышки

Что общего между инженерными решениями XIX века и авангардными фантазиями? Все это важные элементы уникального культурного кода Петербурга, который веками формировался благодаря смелым экспериментам и бережному отношению к традициям. Участники культурно-образовательного марафона в новом корпусе Питерской Вышки — Канатном цехе — проследили эволюцию архитектуры города на открытии галереи имени Якова Чернихова.

«От династии Бенуа до метавселенной Чернихова»: как прошел «архитектурный марафон» Питерской Вышки

Масштабное мероприятие в честь Дня архитектора открыла экспертная лекция, посвященная эволюции стиля Петербурга. Заместитель директора Центрального музея железнодорожного транспорта России Елена Асташова рассказала о роли инженерной мысли в формировании городского ансамбля XIX века. Гости Канатного цеха узнали, как генерал-лейтенант Августин Бетанкур сумел объединить лучших архитекторов своего времени для преобразования Петербурга.

«Это было новаторское для России решение: именно в Петербурге по инициативе Бетанкура был заложен фундамент командной работы — архитекторы и инженеры путей сообщения обсуждали проекты совместно, находили баланс между эстетикой и техническими инновациями. Для строительства города этот союз оказался ключевым: проекты новых улиц, мостов, набережных рассматривались с учетом градостроительных, инженерных и художественных требований. На заседаниях говорили даже об устройстве каминов и внутреннем облике зданий — настолько высоки были стандарты эстетики и безопасности», отметила эксперт.

О династиях, вписавших свои имена в художественную историю Петербурга, рассказал искусствовед Владимир Фролов. В начале XX века Александр Бенуа сумел обратить внимание общества на красоту Северной столицы, показав элементы городского ансамбля, достойные не только изображения, но и воспроизведения в новой архитектуре. Его старший брат Леонид Бенуа отличался блестящими решениями функциональных задач — вплоть до акустики и светового дизайна. Братья Александр и Владимир Фроловы прославились монументальными мозаиками. Храм Спаса на Крови, возможно, один из крупнейших по объему подобного убранства соборов в мире. Но искусствовед отметил, что мастера также решали важные задачи для коммуникационной среды города: надписи, орнаменты, послания — своего рода реклама начала XX века, которая выдержала проверку временем.

«Бенуа и Фроловы были очень внимательны к петербургской традиции и тому, как из Петербурга мы смотрим вовне. Например, Леонид Николаевич Бенуа, посетив Вену, записал, что она уступает столице Российской империи в красоте и цельности городского пространства. При этом в своей практике он стремился привнести лучшие элементы зарубежного благоустройства, в частности парижские решения времен барона Османа. Это видно в его доме на Каменноостровском проспекте.

Такое отношение к развитию города — внимательное, основанное на понимании необходимости сохранения лучших элементов, но при этом открытое ко всему новому — очень важно», — считает Владимир Фролов.

Во втором блоке лекций эксперты говорили про особенности ленинградского авангарда — явления, ставшего мировым культурным феноменом. Академический руководитель магистерской программы «Дизайн» Питерской Вышки Ксения Малич выделила специфику местных архитектурных экспериментов: «Петербург был лабораторией стиля. Здесь воспроизводили мировые тренды и рождали собственные градостроительные языки, которые оказывали влияние далеко за пределами страны».

Архитектор Александр Коротич посвятил свое выступление вселенной Якова Чернихова и возможностям новых образовательных форм в современных цифровых технологиях: «Идеи Чернихова требуют не только сохранения, но и оживления. Их потенциал — в создании метавселенных, способных объединять студентов, школьников и практикующих архитекторов в единую среду совместного творчества. Человек оставил нам фантастическое по размеру наследие. Я вижу три мира, которые можно стилистически объединить: архитектурные сказки с их живописностью и органикой, конструктивизм с контрастной черно-белой графикой и фантазии с геометрией и градиентами. Каждый из них может стать основой для виртуальной среды, населенной геометрическими персонажами, — представьте, что ребенок заходит в игру и знакомится с каким-нибудь Икосаидом. Это мог бы быть межвузовский, даже международный архитектурный проект, потому что Чернихов является достоянием мировой культуры».

Программа культурно-образовательного марафона включала также интерактивные мастер-классы. Графический дизайнер и преподаватель НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Ксения Трикопа провела занятие по типографике. «Полгода назад я создала шрифт «Яков», который использовался в музее при открытии экспозиции. Он построен на модульной системе — из базовых элементов собираются буквы. В процессе работы мы поняли, что модули можно использовать в огромном количестве вариаций», — рассказала Ксения Трикопа о концепции мастер-класса. Участники получали готовый набор и экспериментировали с созданием знакомых букв. «Получился очень разнообразный и интересный результат. Я в полном восторге от того, что ребята находят такие нестандартные решения. Люди, которые раньше не работали с буквами, придумывают удивительные вещи», — делится впечатлениями преподаватель Питерской Вышки.

Завершила марафон лекция историка Льва Лурье о роли Якова Чернихова в советской архитектуре и культурной политике XX века. Краевед подчеркнул значимость личности в формировании собственного стиля ленинградской школы: «Чернихов был примером педагога и художника, который не замыкался в рамках одного метода, а всегда стремился к свободе мысли и новым художественным решениям. Его наследие — это совокупность методов, открытых для будущих поколений». Историк подробно рассказал о том, как архитектор адаптировался к новым условиям: «В 1920-е годы многие люди получили шанс изменить судьбу. Именно такие педагоги, как Чернихов, не связанные со старой властью, поднимались к новым возможностям. Он постоянно работал в различных технических учреждениях. Это было прямое отношение к индустриализации, к политике пятилетних планов».

Кульминацией лекции стал рассказ о письме Сталину 1938 года, которое Лев Лурье назвал криком о помощи. Послание стало ответом на жесткую критику в Доме архитектора, где обсуждалась книга «Основы современной архитектуры»: «Он пишет, что понимает — обратиться больше не к кому. Он вынужден принести извинения, признать ошибки. А за его спиной — тысячи архитектурных фантазий, огромное количество книг и учебников, выставки, огромное количество учеников. Одна из экспозиций насчитывала десять тысяч работ учеников из различных школ и институтов!»

Мероприятие объединило разноплановую аудиторию — от профессиональных архитекторов и руководителей ведущих музеев страны до петербуржцев, увлеченных историей города. Член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Маргарита Штиглиц когда-то нашла в архиве подписной эскиз Якова Чернихова. Это стало отправной точкой по сохранению наследия выдающегося архитектора.  «Позже, когда я работала над диссертацией, а затем в комитете охраны памятников, мы поставили Канатный цех под охрану как объект культурного наследия. Эта история длится более 35 лет. Я никогда не думала, что доживу до такого момента, когда оно будет возрождено и приспособлено. Помню, как когда-то пришла сюда и увидела разрушенный цех — ворота открыты, здание не охраняется, кругом разруха. Думала, что все, конец. Как же здорово, что мы получили такой замечательный результат», — рассказывает она. 

Участники «архитектурного марафона» посетили новое культурно-выставочное пространство города — галерею имени Якова Чернихова. Подробный материал о ее открытии Питерская Вышка публиковала ранее. Экскурсоводы рассказали гостям Канатного цеха, как архитектор-авангардист ломал традиционные представления о строительстве, создавая композиции, которые предвосхитили облик современных мегаполисов.

«Мой дедушка был заслуженным строителем России. Архитектура, строительство так или иначе проходит через нашу жизнь. Канатный цех мне очень нравится — начиная с эстетики, энергетики места и, конечно, ключевого события сегодняшнего дня — открытия галереи Якова Чернихова. Замечательная галерея. Мы очень довольны, надо еще не раз побывать, чтобы проникнуться всей глубиной. Темы лекций потрясающие, интересные спикеры. Мы очень довольны», — делится впечатлениями историк Александр Нечаев.

«Пришел сюда, потому что интересуюсь архитектурой, в том числе архитектурой конструктивизма. Хотелось посмотреть, что изменилось в этом здании завода «Красный гвоздильщик», и послушать лекции по архитектуре. Хорошо, что здание сохранили и оно обретает новую жизнь», — говорит гость Канатного цеха Сергей Янашев.

Экскурсии в Канатный цех с водонапорной башней проводятся для всех желающих. Записаться и купить билеты, чтобы открыть для себя архитектурный шедевр Якова Чернихова, можно на сайте.