«Я начинал свой путь с другой профессии»: Евгений Горбачев о том, как программист стал арт-директором
Евгений Горбачев — выпускник бакалаврской программы «Дизайн» 2024 года и студент магистратуры «Арт-дирекшн культурных институций». Его путь в креативных индустриях начался с программирования, но любовь к визуальному творчеству перевесила — и теперь он совмещает работу арт-директора в студии Setters с преподаванием в Питерской Вышке. Как программист стал дизайнером? Чем вдохновляются настоящие творцы и как превратить случайные идеи в масштабные проекты? Рассказываем в материале.
— Расскажите, как начался ваш путь в дизайне? Был ли это осознанный выбор с самого начала или вы пришли к этому постепенно, шаг за шагом?
— Я начинал свой путь с другой профессии — программиста. В своем небольшом городе я учился в техникуме на специальности, связанной с программированием и компьютерными системами. Однако со временем понял, что помимо программирования меня очень привлекают фотография, звук, видео и дизайн. Осознал, что не могу реализовать все свои интересы, занимаясь только программированием. Тем не менее, оно может служить хорошей базой и дополнительным инструментом в творчестве. Во время зимней сессии в техникуме, перед поступлением в университет, встал вопрос: кем я хочу стать — дизайнером или программистом? Решил попробовать поступить на дизайн, чтобы понять, подходит ли мне эта сфера.
По моему мнению, выбор оказался правильным. Программирование я использовал всего пару раз в дизайнерской работе, но это было полезно. Так что мой путь можно назвать немного необычным, но с логичным переходом из одной профессии в другую.
— Что подтолкнуло вас выбрать именно НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург для обучения дизайну?
— Важным фактором стало желание понять, смогу ли я переехать из своего небольшого города и поступить сюда, в Вышку. Мне очень нравился Петербург — я долгое время находился под впечатлением от этого города и его атмосферы, поэтому решил попробовать.
Также меня привлекли проекты, которые были в портфолио университета. Я посмотрел несколько видео с преподавателями, это меня окончательно убедило. Еще одним важным моментом стало оборудование в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург — это был большой контраст с тем, что у меня было раньше. Возможность работать в таких условиях казалась безумно интересной, и я решил попробовать.
— Вы окончили бакалавриат с красным дипломом. Было ли это вашей изначальной целью?
— В целом мое обучение складывалось из череды случайностей, и я никогда не планировал получить красный диплом. Образование по направлению дизайн в НИУ ВШЭ достаточно многогранное: помимо профильных предметов, здесь много разных дисциплин. Я успешно освоил английский, Python, социологию, право и другие предметы.
Благодаря опыту в этих сферах у меня, вероятно, было небольшое преимущество по сравнению с другими студентами. Кроме того, я хорошо выполнял свою основную работу и получал высокие оценки.
К концу обучения я понял, что по своим результатам могу претендовать на красный диплом. Оставалось только успешно защитить выпускную квалификационную работу, чтобы это стало реальностью.
— Вы сейчас учитесь в магистратуре на программе «Арт-дирекшн культурных институций». Было ли у вас желание сменить специальность и попробовать что-то новое?
— Конечно, я думал о своих навыках. Поскольку программирование в дизайне пригодилось всего пару раз, я решил, что будет полезнее развивать навыки в управлении проектами — это сейчас основное направление моей работы. Кроме того, для меня было важно, кто будет преподавать в магистратуре. Именно благодаря им я решил продолжить образование здесь, одновременно сочетая это с педагогической деятельностью.
— Почему вы решили стать преподавателем?
— На четвертом курсе открыли набор преподавателей-технологов для первого курса. В тот момент я находился в состоянии профессиональной прострации — устал от учебных проектов и хотел попробовать что-то новое, помимо фриланса.
Мне показалась интересной возможность поделиться своими навыками с будущими дизайнерами, с новым поколением. Я решил подать заявку и посмотреть, что из этого выйдет.
Поскольку меня уже хорошо знали на кафедре, меня пригласили на собеседование. Оно прошло быстро — мы обсудили важные моменты: что стоит поддерживать в учебном процессе, а что можно упростить, как сделать обучение более легким.
После этого меня взяли, и четвертый курс начался с того, что уже на следующий день после 1 сентября я пришел к своей первой группе первокурсников и рассказал им, кто я и что мы будем делать.
— Что для вас значит преподавание? Как это повлияло на ваше восприятие собственных работ?
— Мой взгляд на многие вещи полностью изменился. Когда я был студентом, думал, что дизайн — это очень просто, что преподаватели ничего не понимают, и хотел делать только то, что сам считаю нужным. Я практически никого не слушал.
Но, как будто вселенная ответила на этот запрос: раз уж ты все знаешь, давай делись знаниями с другими. Оказалось, что быть преподавателем — это довольно тяжелая задача. Есть множество нюансов, которых я не ожидал: ответственность, влияние на людей и их первые шаги в профессии. Ты формируешь их восприятие себя как дизайнера и многое другое.
Только тогда я понял, что преподавание сильно развивает тебя как лидера и человека, который в будущем хочет стать дизайн-директором или арт-директором. С точки зрения soft skills преподавание — это отличный опыт: ты берешь ответственность, даешь задачи, развиваешь эмпатию и помогаешь людям становиться лучше.
Что касается hard skills, то это тоже огромный опыт. Нужно много часов подготовки: так как я рассказывал о технологиях дизайна и программах, мне часто приходилось штудировать материал буквально за ночь до пары, делать подробные конспекты, которые не помещались в одно сообщение в мессенджере, и приходилось разбивать их на несколько частей. Подготовка была колоссальной, и это сильно развивало меня с разных сторон.
Если подытожить, сейчас я чувствую себя гораздо более глубоким специалистом. Я могу не только работать самостоятельно, но и быть куратором и ментором для тех, кто только начинает свой путь в дизайне.
— Если оглянуться назад и представить себя в начале пути, что бы вы посоветовал себе тогда? Есть ли что-то, что вы сделали бы иначе?
— Я бы однозначно больше внимания уделял тем вещам, которые казались мне знакомыми и понятными. В начале я думал: «Отлично, я знаю практически все программы Adobe — Photoshop, Illustrator и так далее, зачем ходить на пары, если я это все уже умею?». Но спустя год-два я понял, что многие базовые вещи, которые проходили на занятиях, я так и не изучил до конца. Некоторые ребята делали это лучше меня, и это немного задевало.
Я осознал, что мог бы глубже познакомиться с этими инструментами и научиться чему-то новому. Сейчас жалею, что был немного эгоистичен и слишком верил в свои знания. Наверное, я бы посоветовал себе больше ходить на пары, даже если кажется, что материал уже знаком — всегда есть чему научиться.
Недавно я понял важный инсайт: учиться можно у любого человека и чему угодно. Неважно, кто перед тобой и какая у него профессия — всегда можно почерпнуть что-то новое и интересное, что потом пригодится в работе.
— Возвращаясь к учебе, был ли курс или проект, который особенно запомнился или изменил ваш взгляд на дизайн и творчество в целом?
— Да, такой проект был. Это был мой первый проект в НИУ ВШЭ, который назывался «Полный абзац». Это вымышленная учебная задача, где нужно было создать небольшой фирменный стиль с логотипом и несколькими графическими элементами.
На мой первый предпросмотр, который по сути был промежуточным экзаменом, пришел Митя Харшак — главный человек в дизайне Питерской Вышки. Он очень тепло и подробно прокомментировал мой проект. Его слова произвели сильное впечатление на всех одногруппников и даже на другие группы — все были в шоке, кто я такой и почему меня так высоко оценил декан.
В дальнейшем отношение к моему проекту разделилось: часть людей относилась ко мне хорошо, а другая — с пренебрежением, считая, что проект не заслуживает такой высокой похвалы.
Эта работа стала для меня судьбоносным уроком: если ты делаешь что-то хорошо, это не значит, что всем это понравится. Жизнь может быть неоднозначной — с одной стороны, ты можешь гордиться результатом, а с другой — сталкиваться с разочарованиями.
— Ваша работа, посвящённая Павловскому Посаду, получилась очень впечатляющей и красивой. Расскажите, как пришла идея для итогового проекта? Почему вы выбрали Павловский Посад и как проходил процесс разработки?
— На самом деле это был очень большой и колоссальный проект — один из самых масштабных, которые я делал до сих пор. Однажды мы с одногруппницами остались в кабинете, чтобы порассуждать об идеях для дипломного проекта и выбрать тему. В этот момент случайно зашла преподаватель Татьяна Александрова, которая услышала наш разговор и предложила мне отправить запрос в Союз дизайнеров — возможно, у кого-то есть подходящих проект или тема.
Через несколько дней мне написала Александра Бобрецова, которая занимается туризмом в России и руководит компанией «ТурАкселератор». Она предложила взять проект, связанный с Павловским Посадом, и стала куратором по взаимодействию с Администрацией города.
Перед дипломом мы много времени уделяли визуальным исследованиям: изучали историю и визуальные отличительные черты города. Для этого я даже съездил в Павловский Посад, чтобы провести собственное дизайн-исследование на месте. Когда визуальное исследование было готово, мне уже не составляло труда собрать все в единый визуальный проект. Я четко понимал, какие графические элементы и инструменты нужны для работы.
В процессе я общался с большим количеством жителей города, включая прохожих. Интересное наблюдение: если просто представиться исследователем из университета, большинство игнорируют или отказываются общаться. Но если притвориться человеком, который заблудился и попросить помощи, а потом задать вопрос, в 95% случаев люди охотно отвечают.
В итоге я хорошо познакомился с Администрацией города и понял, в каких условиях живут люди. На защиту диплома даже пригласил представителей органов власти на онлайн-трансляцию. После этого мы запланировали встречу для дальнейшей работы над проектом, но, к сожалению, из-за смены руководства и изменения приоритетов реализация проекта приостановилась.
Это был очень ценный опыт взаимодействия с государственными органами и преподавателями. Особую благодарность хочу выразить своему куратору Елене Пантюхиной, которая помогала и направляла меня на всех этапах.
Таким образом, первый и последний проекты стали для меня знаковыми — они открыли и завершили мое образование на бакалавриате. По моему мнению, работа получилась удачной, и я надеюсь, что она когда-нибудь будет реализована, поскольку остается актуальной для современного рынка туризма в России.
— Я посмотрела несколько ваших работ и заметила, что они разные по стилю и настроению. Расскажите, как вы находите темы для проектов, что вас вдохновляет?
— Вообще, я считаю, что моя сильная сторона как профессионала — это концептуальность. Мне достаточно легко находить интересные идеи, и в этом помогает любознательность. Например, я задаюсь вопросами: почему лавочки такие, и что с ними происходит, когда идет дождь? Почему они не разбухают? Или как работает линия электропередач, и зачем нужны эти светящиеся или не светящиеся стеклянные приборчики на проводах? Или как устроен двигатель машины? Мне это очень интересно.
Я берусь за такие вопросы, и получается находить интересные идеи для проектов и их визуальной части. Мне кажется, что для поиска классных идей и визуализаций самое главное — это много видеть, много общаться и знакомиться с разными людьми.
Помню, как однажды во время пробежки я решил присесть на лавочку отдохнуть, и ко мне подошел дворник в жилетке ЖКХ, который попросил позвонить его сыну. После этого я задумался о жизни таких людей, и эта мысль вдохновила меня на проект выставки ЖКХ России в Экспофоруме возле Пулково. Думаю, самое главное, что помогает мне создавать классные работы и держаться на плаву — это любознательность и желание общаться с людьми.
— Вы участвовали в HSE Open Days и выставке «Большие данные 2023». Чему вы научились или что нового для себя открыли на этих мероприятиях?
— Первая выставка состоялась в самом начале моего образовательного пути и была инициативой Мити Харшака. На ней был представлен тот самый проект с логотипами, который он оценил. Мне очень понравился сам процесс — было интересно осознать, что дизайн может экспонироваться в музее. Это было невероятно — видеть свой проект рядом с действительно классными работами.
Другой важный опыт — участие в конкурсе «Большие данные» в Москве, посвященном визуализации данных. Денис Запорожан тогда предложил всем попробовать свои силы в этом специфическом направлении дизайна. Я сделал хороший проект и стал участником этого интересного события. Раньше думал, что визуализацией данных занимаются только аналитики, но оказалось, что существует целая команда дизайнеров, работающих в этой области. Было интересно погрузиться в эту тему и представить свою работу на выставке.
— За время учебы и работы вы пробовали себя в разных направлениях. Есть ли какое-то одно, которое вы считаете «своим»?
— Начну с того, что у меня достаточно логичная система мышления. Раньше я был программистом, мне близки разные логические цепочки и процессы взаимодействия в проекте. Поэтому мне очень нравится брендинг. Для меня это не только визуальная составляющая, но и аналитическая часть. Например, мы проводим SWOT-анализ — изучаем проблемы, преимущества и другие аспекты компании. Таким образом, брендинг объединяет в себе и аналитическую, и творческую стороны.
— Мы много говорим о программировании, а как вы считаете, есть ли какие-то навыки или программы, которые обязательно должен освоить каждый дизайнер?
— Главный навык любого дизайнера — это умение общаться и понимать людей. Когда я преподаю, то стараюсь объединять ребят между собой, потому что, в конечном счете, самое главное — это человек. Весь дизайн вращается вокруг человека, и невозможно стать хорошим дизайнером, не имея желания сделать мир и коммуникацию для людей лучше.
Поэтому я всегда рекомендую дизайнерам быть открытыми, общаться, знакомиться с разными людьми, получать новые мысли от них и применять их в своих проектах. Не так важно, насколько хорошо ты владеешь Photoshop или другими техническими навыками. Главное — уметь слушать и понимать других.
— Есть ли дизайнер или еще кто-то, кто повлиял на ваше мировоззрение и подход к работе?
— Да, мой первый преподаватель, который вел меня с первого по третий курс, это Алена Мадянова. Она сильно меня вдохновила и научила видеть красоту вокруг. Одним из самых интересных ее заданий было представить себя инопланетянином, который впервые попал в этот мир и смотрит на все с удивлением и любопытством.
Мы часто воспринимаем привычные вещи как должное — столы, кабинеты, компьютеры. Но когда смотришь на них глазами инопланетянина, все кажется новым и необычным. Таким образом выявляются привычные паттерны объектов.
Например, кружка для того, чтобы из нее пить, а как ее можно иначе представить и для чего использовать?
После этого задания мое восприятие реальности изменилось: теперь я обращаю внимание на привычные вещи, изучаю, как они устроены и как влияют на человека. Иногда я могу зациклиться на каком-то предмете, например, пожарном кране, и наблюдать за ним долгое время, потому что мне это действительно интересно.
Я очень благодарен Алене за то, что она помогла мне глубже понять дизайн и изменить отношение к нему.
— Вы упоминали работу, можете рассказать о ней подробнее?
— В настоящее время я работаю арт-директором в студии Setters. Совсем недавно меня пригласили занять эту должность, и это стало новым опытом. Работа арт-директора во многом похожа на преподавание, но в другом ключе: здесь уже не объясняешь и не учишь, а ставишь задачи и управляешь процессом.
Интересно, что я никогда официально не работал дизайнером в студии, а сразу получил предложение стать арт-директором в крупной компании. Думаю, это произошло во многом благодаря моему преподавательскому опыту и портфолио, которое оценили в студии.
Меня назначают арт-директором на разные проекты. Первый — это ведение социальных сетей крупной компании, где я выступаю в роли супервизора: утверждаю или отклоняю визуальные материалы перед публикацией. Обычно у меня есть команда дизайнеров разных уровней, которые выполняют основную работу, но при этом прислушиваются к моим рекомендациям по улучшению изображений. В свою очередь, я всегда стараюсь понять их замысел и мотивы, не давлю на них, а веду диалог.
Кроме этого, я работаю в сфере ньюбиза — участвую в тендерах в роли арт-директора. У меня есть команда из двух человек, которым я распределяю задачи по реализации визуальной концепции. Обычно сроки очень сжатые. Один раз у меня совпала сессия и работа, было очень сложно, но мы справились, выиграли тендер, и я получил массу положительных эмоций от успешного результата.
В таких проектах я не просто контролирую, а сначала сам разрабатываю визуальную концепцию — большой проект с множеством слайдов, а затем слежу, как команда понимает и реализует поставленные задачи. В итоге мы создаем презентации высокого уровня для крупных компаний.
— Насколько применимы для вас знания, которые вы получаете во время учебы в магистратуре, в реальной работе?
— Моя магистратура довольно косвенно связана с работой. Культурные институции — это музеи, выставки и все, что связано с культурным времяпрепровождением. Это больше про искусство и экспонирование работ в музеях, чем про практическое арт-директорство.
Честно говоря, сложно сказать, насколько полученные знания применимы в моей текущей работе. Но я ощущаю, что чем больше ты знаешь о дизайне в целом, тем лучше становишься как специалист.
В магистратуре мы работаем с театральными плакатами, брендингом для музеев и выставок, создаем 3D-проекты, сами выбираем места, общаемся с заказчиками. Для меня это интересный опыт, который, я уверен, когда-нибудь пригодится.
В работе с дизайном ты всегда взаимодействуешь с экспозицией: выставляешь свет при фотографировании объекта или книги, подбираешь правильные фотографии и тексты, работаешь в культурном контексте. Ты можешь либо вписаться в него, либо выделиться за счет контраста.
— Для учебных проектов к вам обращаются компании или организации, или вы сами ищете партнеров для реализации своих идей?
— На бакалавриате, примерно на третьем курсе, есть один или два модуля, посвященных работе с брифами. Высшая школа экономики помогает студентам найти эти брифы, предлагая компаниям составить свои задания. Например, недавно были брифы от такой крупной компании, как Самокат. НИУ ВШЭ дает возможность работать по этим брифам, делать учебные проекты и попробовать свои силы на реальных задачах.
Что касается магистратуры, то благодаря моему куратору Феде Аброськину у нас всегда есть реальные проекты. Федя активно ищет возможности для реализации наших работ, не позволяет делать «в стол». Он приносит брифы и договаривается с разными организациями. Уже многое реализовано, и мой проект первого модуля первого курса магистратуры тоже будет воплощен в жизнь. Второй модуль связан с айдентикой одного из суббрендов «Простых вещей».
В целом, Школа дизайна действительно дает возможность работать в реальных условиях. Конечно, многое зависит от куратора, но при желании можно найти рабочий заказ и согласовать его в рамках учебного модуля.
— Насколько я понимаю, дизайнеру важно владеть разными навыками. Проходили ли вы дополнительные курсы или, может быть, планируете пройти в будущем?
— Да, я проходил несколько курсов, но не могу сказать, что они дали мне что-то принципиально новое. Большую ценность для меня представляют точечные мастер-классы и воркшопы. Например, скоро у Феди Аброскина будут мастер-классы по работе со шрифтами в Санкт-Петербурге и Москве. Такие мероприятия дают возможность получить конкретный полезный навык. Посещая разные занятия и культурные события, можно почерпнуть много идей и улучшить свои дизайнерские способности.
Я считаю, что для дизайнера образованием может быть все вокруг. Поездка в другую страну с фотографированием интересных объектов уже развивает тебя как специалиста. Даже поход в кино — ты всегда замечаешь дизайн афиш, меню, титров и так далее. Любое событие, в которое ты вовлечен, учит быть лучше в профессии.
— Если говорить о будущем, кем вы видите себя через 5-10 лет — в преподавании, арт-дирекшене или, возможно, в какой-то другой сфере?
— Для меня идеальная перспектива — сочетать работу арт-директора в студии с преподаванием и работой в брендинге. У меня есть внутренний запрос делиться знаниями и опытом, а также постоянно развивать навыки общения с людьми. Поэтому я точно хочу продолжать преподавать — будь то дополнительное профильное образование, бакалавриат или другие форматы.
В то же время я хочу получать практический опыт и развиваться как арт-директор. Это немного другая профессия: дизайнер делает все руками, а арт-директор в основном дает советы и комментарии другим. Сейчас я чувствую себя младшим арт-директором — для меня многое еще новое, и я стараюсь много делать сам, чтобы лучше понимать и давать рекомендации.
Планирую расти в этой профессии, возможно, занимать разные должности в разных компаниях, но точно хочу развиваться в арт-дирекшне. Одновременно с этим я хочу преподавать в НИУ ВШЭ, чтобы держать руку на пульсе, понимать, что актуально для младшего поколения дизайнеров. Возможно, я буду приглашать некоторых студентов к себе в студию — это полезно и для них, и для меня.
— Если бы вас попросили дать совет человеку, который только начинает свой путь в дизайне, что бы вы ему посоветовали?
— Я бы посоветовал ему иметь стальные нервы. Рекомендую много общаться с людьми и получать от этого удовольствие. Ведь дизайн существует именно для того, чтобы слушать людей и делать их жизнь лучше. Если ты не умеешь их понимать, будет сложно стать хорошим дизайнером.
Также важно не пренебрегать отдыхом и сном, потому что наши творческие способности напрямую зависят от того, насколько мы хорошо себя чувствуем. Если ты чувствуешь себя плохо, скорее всего, и проекты будут посредственными. Поэтому нужно соблюдать баланс между работой, учебой и отдыхом.
Иногда хочется сказать: «Нет, я хочу отдохнуть, и пусть все горит», но в долгосрочной перспективе такой подход принесет больше пользы, чем постоянное выполнение рутинных дел без результата. В этой теме важно помнить о выгорании и стараться его избегать, соблюдая баланс.
Я советую прислушиваться к себе, понимать, чего ты хочешь в дизайне. Работа в этой сфере может включать разные роли: менеджера проекта, бренд-аналитика, дизайнера, иллюстратора. Важно выбрать то, что тебе действительно интересно.
— Три слова, с которыми у вас ассоциируется Питерская Вышка.
— Современность, дружба, сопричастность.
Интервью опубликовано в сообществе выпускников НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Горбачев Евгений Витальевич