• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я начинал свой путь с другой профессии: Евгений Горбачев о том, как программист стал арт-директором»

Герой майского интервью — Евгений Горбачев, выпускник бакалавриата образовательной программы «Дизайн» 2024 года и студент магистратуры «Арт-дирекшн культурных институций». Его путь в дизайне начался с программирования, но любовь к визуальному творчеству перевесила — и теперь он совмещает работу арт-директора в студии Setters с преподаванием в стенах родной alma mater. Как программист стал дизайнером? Почему преподавательство изменило его взгляд на профессию? Чем вдохновляются настоящие творцы и как превратить случайные идеи в масштабные проекты? Ответы на эти вопросы и многое другое читайте в статье.

«Я начинал свой путь с другой профессии: Евгений Горбачев о том, как программист стал арт-директором»

— Расскажите, как начался ваш путь в дизайне? Был ли это осознанный выбор с самого начала или вы пришли к этому постепенно, шаг за шагом?

— Я начинал свой путь с другой профессии — программиста. В своём небольшом городе я учился в техникуме на специальности, связанной с программированием и компьютерными системами. Однако со временем понял, что помимо программирования меня очень привлекают фотография, звук, видео и дизайн.  Осознал, что не могу реализовать все свои интересы, занимаясь только программированием.

Тем не менее, программирование может служить хорошей базой и дополнительным инструментом в работе с дизайном. Во время зимней сессии в техникуме, перед поступлением в университет, встал вопрос: кем я хочу стать — дизайнером или программистом? Решил попробовать поступить на дизайн, чтобы понять, подходит ли мне эта сфера.

В иоге, по моему мнению, выбор оказался правильным. Программирование я использовал всего пару раз в дизайнерской работе, но это было полезно. Так что мой путь можно назвать немного необычным, но с логичным переходом из одной профессии в другую.

Что подтолкнуло вас выбрать именно НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург для обучения дизайну?

— Важным фактором стало желание понять, смогу ли я переехать из своего небольшого города и поступить сюда, в университет. Мне очень нравился Петербург — я долгое время находился под впечатлением от этого города и его атмосферы, поэтому решил попробовать.

Также меня привлекли проекты, которые были в портфолио университета. Я посмотрел несколько видео с преподавателями, и это меня окончательно убедило. Ещё одним важным моментом стало оборудование в университете — это был большой контраст с тем, что у меня было раньше. Возможность прийти и работать на таком оборудовании казалась безумно интересной, и я решил попробовать.

— Вы окончили бакалавриат с красным дипломом. Было ли это вашей изначальной целью?

— В целом моё обучение складывалось из череды случайностей, и я никогда не планировал получить красный диплом. Образование по направлению дизайн в НИУ ВШЭ достаточно многогранное: помимо профильных предметов, здесь много разных дисциплин. Я успешно освоил английский, Python, социологию, право и другие предметы.

Благодаря опыту в этих сферах у меня, вероятно, было небольшое преимущество по сравнению с другими студентами. Кроме того, я хорошо выполнял свою основную работу — дизайн, и получал высокие оценки.

К концу обучения я понял, что по своим результатам могу претендовать на красный диплом. Оставалось только успешно защитить дипломный проект, чтобы это стало реальностью.

— Вы сейчас учитесь в магистратуре на ОП «Арт-дирекшн культурных институций». Было ли у вас желание сменить специальность и попробовать что-то новое в магистратуре?

— Конечно, я думал о своих навыках. Поскольку программирование в дизайне пригодилось всего пару раз, я решил, что будет полезнее развивать навыки в управлении проектами — это сейчас основное направление моей работы.

Важным фактором стало то, что я стал преподавателем ещё на четвёртом курсе, и мне было удобно оставаться здесь, совмещая учёбу и работу в одном месте. Так мой учебный и рабочий графики совпадали.

Кроме того, для меня было важно, кто будет преподавать в магистратуре. Я хорошо знал одного из преподавателей, другого — только понаслышке, но только положительное. Именно благодаря им я решил продолжить образование здесь, одновременно сочетая это с преподаванием на первом курсе и дополнительным профильным образованием.

Почему вы решили стать преподавателем?

— Опять же, всё произошло как череда случайностей и непредсказуемых событий. На четвёртом курсе открыли набор преподавателей-технологов для первого курса. В тот момент я находился в состоянии профессиональной прострации — устал от учебных проектов и хотел попробовать что-то новое, помимо фриланса.

Мне показалась интересной возможность поделиться своими навыками с будущими дизайнерами, с новым поколением. Я решил податься и посмотреть, что из этого выйдет.

Поскольку меня уже хорошо знали на кафедре, знали проекты, и у меня было много знакомых, меня пригласили на собеседование. Оно прошло быстро — мы обсудили важные моменты: что стоит поддерживать в учебном процессе, а что можно упростить, как сделать обучение более лёгким.

После этого меня взяли, и четвёртый курс начался с того, что уже на следующий день после 1 сентября я пришёл к своей первой группе первокурсников и рассказал им, кто я и что мы будем делать.

—  Что для вас значит преподавание? Как это повлияло на ваше восприятие собственных работ?

— Мой взгляд на многие вещи полностью изменился. Когда я был студентом,  думал, что дизайн — это очень просто, что преподаватели ничего не понимают, и хотел делать только то, что сам считаю нужным. Я практически никого не слушал и делал по-своему.

Но, как будто Вселенная ответила на этот запрос: раз уж ты всё знаешь, давай делись знаниями с другими. Оказалось, что быть преподавателем — это довольно тяжёлая задача. Есть множество нюансов, которых я не ожидал: ответственность, влияние на людей и их первые шаги в профессии. Ты формируешь их восприятие себя как дизайнера и многое другое.

Только тогда я познакомился с этими soft skills и понял, что преподавание сильно развивает тебя как лидера и человека, который в будущем хочет стать дизайн-директором или арт-директором. С точки зрения soft skills преподавание — это отличный опыт: ты берёшь ответственность, даёшь задачи, развиваешь эмпатию и помогаешь людям становиться лучше.

Что касается hard skills, то это тоже огромный опыт. Нужно много часов подготовки: так как я рассказывал о технологиях дизайна и программах, мне часто приходилось штудировать материал буквально за ночь до пары, делать подробные конспекты, которые не помещались в одно сообщение в Telegram, и приходилось разбивать их на несколько частей. Подготовка была колоссальной, и это сильно развивало меня с разных сторон.

Если подытожить, сейчас я чувствую себя гораздо более глубоким специалистом. Я могу не только работать самостоятельно, но и быть куратором и ментором для тех, кто только начинает свой путь в дизайне.

— Если оглянуться назад и представить себя в начале пути, что бы вы посоветовал себе тогда? Есть ли что-то, что вы сделали бы иначе?

— Я бы однозначно больше внимания уделял тем вещам, которые казались мне знакомыми и понятными. В начале я думал: «Отлично, я знаю практически все программы Adobe - Photoshop, Illustrator и так далее, зачем ходить на пары, если я это всё уже умею?». Но спустя год-два я понял, что многие базовые вещи, которые проходили на занятиях, я так и не изучил до конца. Некоторые ребята делали это лучше меня, и это немного задевало.

Я осознал, что мог бы глубже познакомиться с этими инструментами и научиться чему-то новому. Сейчас  жалею, что был немного эгоистичен и слишком верил в свои знания. Наверное, я бы посоветовал себе больше ходить на пары, даже если кажется, что материал уже знаком — всегда есть чему научиться.

Недавно я понял важный инсайт: учиться можно у любого человека и чему угодно. Неважно, кто перед тобой и какая у него профессия — всегда можно почерпнуть что-то новое и интересное, что потом пригодится в работе.

Возвращаясь к учебе, был ли курс или проект, который особенно запомнился или изменил ваш взгляд на дизайн и творчество в целом?

— Да, такой проект был. Это был мой первый проект в НИУ ВШЭ, который назывался «Полный абзац». Это вымышленный учебный проект, где нужно было создать небольшой фирменный стиль с логотипом и несколькими графическими элементами.

На мой первый предпросмотр, который по сути был промежуточным экзаменом, пришёлМитя Харшак — главный человек в дизайне Питерской Вышки. Он очень тепло и подробно прокомментировал мой проект. Его слова произвели сильное впечатление на всех одногруппников и даже на другие группы — все были в шоке, кто я такой и почему меня так высоко оценил Митя Харшак.

В дальнейшем отношение к моему проекту разделилось: часть людей относилась ко мне хорошо, а другая — с пренебрежением, считая, что проект не заслуживает такой высокой похвалы.

Этот проект стал для меня судьбоносным уроком: если ты делаешь что-то хорошо, это не значит, что всем это понравится. Жизнь может быть неоднозначной — с одной стороны, ты можешь гордиться результатом, а с другой — сталкиваться с разочарованиями.

— Ваша работа, посвящённая Павловскому Посаду, получилась очень впечатляющей и красивой. Расскажите, как пришла идея для итогового проекта? Почему вы выбрали Павловский Посад и как проходил процесс разработки проекта?

— На самом деле это был очень большой и колоссальный проект — один из самых масштабных, которые я делал до сих пор. Он получился по стечению обстоятельств. Однажды мы с одногруппницами остались в кабинете, чтобы порассуждать об идеях для дипломного проекта и выбрать тему. В этот момент случайно зашла преподаватель Татьяна Александрова, которая услышала наш разговор и предложила мне отправить запрос в Союз дизайнеров — возможно, у кого-то есть подходящих проект или тема.

Через несколько дней мне написала Александра Бобрецова, которая занимается туризмом в России и руководит компанией «ТурАкселератор». Она предложила взять проект, связанный с Павловским Посадом, и стала куратором по взаимодействию с Администрацией города.

Перед дипломом мы много времени уделяли визуальным исследованиям: изучали историю и визуальные отличительные черты города. Для этого я даже съездил в Павловский Посад, чтобы провести собственное дизайн-исследование на месте. Когда визуальное исследование было готово, мне уже не составляло труда собрать всё в единый визуальный проект. Я чётко понимал, какие графические элементы и инструменты нужны для работы.

В процессе я общался с большим количеством жителей города, включая прохожих. Интересное наблюдение: если просто представиться исследователем из университета, большинство игнорируют или отказываются общаться. Но если притвориться человеком, который заблудился и попросить помощи, а потом задать вопрос, в 95% случаев люди охотно отвечают.

В итоге я хорошо познакомился с Администрацией города и понял, в каких условиях живут люди. На защиту диплома даже пригласил представителей Администрации на онлайн-трансляцию. После этого мы запланировали встречу для дальнейшей работы над проектом, но, к сожалению, из-за смены руководства и изменения приоритетов реализация проекта приостановилась.

Это был очень ценный опыт взаимодействия с государственными органами и преподавателями. Особую благодарность хочу выразить своему куратору Елене Пантюхиной, которая помогала и направляла меня на всех этапах.

Таким образом, первый и последний проекты стали для меня знаковыми — они открыли и завершили моё образование на бакалавриате. По моему мнению, проект получился удачным, и я надеюсь, что он когда-нибудь будет реализован, поскольку остаётся актуальным для современного рынка туризма в России.

— Я посмотрела несколько ваших работ и заметила, что они разные по стилю и настроению. Расскажите, как вы находите темы для проектов, что вас вдохновляет?

— Вообще, я считаю, что моя сильная сторона как профессионала - это концептуальность. Мне достаточно легко находить интересные идеи, и в этом помогает любознательность. Например, я задаюсь вопросами: почему лавочки такие, и что с ними происходит, когда идёт дождь? Почему они не разбухают? Или как работает линия электропередач, и зачем нужны эти светящиеся или не светящиеся стеклянные приборчики на проводах? Или как устроен двигатель машины? Мне это очень интересно.

Я берусь за такие вопросы, и  получается находить интересные идеи для проектов и их визуальной части. Мне кажется, что для поиска классных идей и визуализаций самое главное — это много видеть, много общаться и знакомиться с разными людьми.

Помню, как однажды во время пробежки я решил присесть на лавочку отдохнуть, и ко мне подошёл дворник в жилетке ЖКХ, который попросил позвонить его сыну. После этого я задумался о жизни таких людей, и эта мысль вдохновила меня на проект выставки ЖКХ России в Экспофоруме возле Пулково. Думаю, самое главное, что помогает мне создавать классные проекты и держаться на плаву — это любознательность и желание общаться с людьми.

— Вы участвовали в HSE Open Days и выставке «Большие данные 2023». Чему вы научились или что нового для себя открыли на этих мероприятиях?

— Первая выставка состоялась в самом начале моего образовательного пути и была инициативой Мити Харшака. На ней был представлен тот самый проект с логотипами, который он оценил. Мне очень понравился сам процесс — было интересно осознать, что дизайн может экспонироваться в музее. Это было невероятно, и видеть свой проект рядом с действительно классными работами стало настоящим открытием.

Другой важный опыт — участие в конкурсе «Большие данные» в Москве, посвящённом визуализации данных. Денис Запорожан тогда предложил всем попробовать свои силы в этом специфическом направлении дизайна. Я сделал хороший проект и стал участником этого интересного события. Раньше думал, что визуализацией данных занимаются только аналитики, но оказалось, что существует целая команда дизайнеров, работающих в этой области. Было интересно погрузиться в эту тему и представить свою работу на выставке.

За время учебы и работы вы пробовали себя в разных направлениях. Есть ли какое-то одно, которое вы считаете « своим » ?

— Начну с того, что, как можно понять из начала нашего разговора, у меня достаточно логичная система мышления. Раньше я был программистом, и мне близки разные логические цепочки и процессы взаимодействия в проекте. Поэтому мне очень нравится брендинг.

Брендинг для меня — это не только визуальная составляющая, но и аналитическая часть. Например, при работе над брендом мы проводим SWOT-анализ — изучаем проблемы, преимущества и другие аспекты бренда. Таким образом, брендинг объединяет в себе и аналитическую, и творческую стороны.

В творческой части можно использовать множество инструментов — от видео до графики и анимации. Поэтому для меня брендинг — это самая главная и всеобъемлющая тема, а все остальные навыки отлично дополняют и поддерживают мою деятельность в этой сфере.

— Мы много говорим о программировании, а как вы считаете, есть ли какие-то навыки или программы, которые обязательно должен освоить каждый дизайнер?

— Главный навык любого дизайнера, независимо от уровня, — это умение общаться и понимать людей. Когда я преподаю, то стараюсь объединять ребят между собой, потому что, в конечном счёте, самое главное — это человек. Весь дизайн вращается вокруг человека, и невозможно стать хорошим дизайнером, не имея желания сделать мир и коммуникацию для людей лучше.

Поэтому я всегда рекомендую дизайнерам быть открытыми, общаться, знакомиться с разными людьми, получать новые мысли от них и применять их в своих проектах. Не так важно, насколько хорошо ты владеешь Photoshop или другими техническими навыками. Главное — уметь ли слушать и понимать других.

— Вы упоминали разные взгляды - есть ли, может быть, дизайнер или кто-то, кто повлиял на ваше мировоззрение и подход к работе?

— Да, мой первый преподаватель, который вел меня с первого по третий курс, это Алёна Мадянова. Она сильно меня вдохновила и научила видеть красоту вокруг. Одним из самых интересных её заданий было представить себя инопланетянином, который впервые попал в этот мир и смотрит на всё с удивлением и любопытством.

Мы часто воспринимаем привычные вещи как должное — столы, кабинеты, компьютеры. Но когда смотришь на них глазами инопланетянина, всё кажется новым и необычным. Таким образом выявляются привычные паттерны объектов. 

Например, кружка для того, чтобы из неё пить, а как её можно иначе представить и для чего использовать? 

После этого задания моё восприятие реальности изменилось: теперь я обращаю внимание на привычные вещи, изучаю, как они устроены и как влияют на человека. Иногда я могу зациклиться на каком-то предмете, например, пожарном кране, и наблюдать за ним долгое время, потому что мне это действительно интересно.

Я очень благодарен Алёне за то, что она помогла мне глубже понять дизайн и изменить отношение к нему.

— Вы упоминали работу, можете рассказать о ней подробнее?

— В настоящее время я работаю арт-директором в студии Setters. Совсем недавно меня пригласили занять эту должность, и это стало новым опытом. Работа арт-директора во многом похожа на преподавание, но в другом ключе: здесь уже не объясняешь и не учишь, а ставишь задачи и управляешь процессом.

Интересно, что я никогда официально не работал дизайнером в студии, а сразу получил предложение стать арт-директором в крупной компании. Думаю, это произошло во многом благодаря моему преподавательскому опыту и портфолио, которое оценили в студии.

Меня назначают арт-директором на разные проекты. Первый — это ведение социальных сетей крупной компании, где я выступаю в роли супервизора: утверждаю или отклоняю визуальные материалы перед публикацией. Обычно у меня есть команда дизайнеров разных уровней, которые выполняют основную работу, но при этом прислушиваются к моим рекомендациям по улучшению изображений. В свою очередь, я всегда стараюсь понять их замысел и мотивы, не давлю на них, а веду диалог.

Кроме этого, я работаю в сфере ньюбиза — участвую в тендерах в роли арт-директора. У меня есть команда из двух человек, которым я распределяю задачи по реализации визуальной концепции. Обычно сроки очень сжатые. Один раз у меня совпала сессия и работа, было очень сложно, но мы справились, выиграли тендер, и я получил массу положительных эмоций от успешного результата.

В таких проектах я не просто контролирую, а сначала сам разрабатываю визуальную концепцию — большой проект с множеством слайдов, а затем слежу, как команда понимает и реализует поставленные задачи. В итоге мы создаём презентации высокого уровня для крупных компаний.

— Насколько применимы для вас знания, которые вы получаете во время учебы в магистратуре, в реальной работе?

— Моя магистратура довольно косвенно связана с работой. Культурные институции — это музеи, выставки и всё, что связано с культурным времяпрепровождением. Это больше про искусство и экспонирование работ в музеях, чем про практическое арт-директорство. 

Честно говоря, сложно сказать, насколько полученные знания применимы в моей текущей работе. Но я ощущаю, что чем больше ты знаешь о дизайне в целом, тем лучше становишься как специалист.

В магистратуре мы работали с театральными плакатами, брендингом для музеев и выставок, создавали 3D-проекты, сами выбирали места, общались с заказчиками. Для меня это интересный опыт, который, я уверен, когда-нибудь пригодится — как и навыки программирования, которые мы тоже часто упоминаем.

В работе с дизайном ты всегда взаимодействуешь с экспозицией: выставляешь свет при фотографировании объекта или книги, подбираешь правильные фотографии и тексты, работаешь в культурном контексте. Ты можешь либо вписаться в него, либо выделиться за счёт контраста.

— Для учебных проектов к вам обращаются компании или организации, или вы сами ищете партнеров для реализации своих идей?

— На бакалавриате, примерно на третьем курсе, есть один или два модуля, посвящённых работе с брифами. Высшая школа экономики помогает студентам найти эти брифы, предлагая компаниям составить свои задания. Например, недавно были брифы от такой крупной компании, как Самокат. НИУ ВШЭ даёт возможность работать по этим брифам, делать учебные проекты и попробовать свои силы на реальных задачах.

Что касается магистратуры, то благодаря моему куратору Феде Аброськину у нас всегда есть реальные проекты. Федя активно ищет возможности для реализации наших работ, не позволяет делать проекты «в стол». Он приносит брифы и договаривается с разными организациями, чтобы мы могли создавать проекты для них. Уже реализовано много проектов, и мой проект первого модуля первого курса магистратуры тоже будет воплощён в жизнь. Второй модуль тоже связан с айдентикой одного из суббрендов «Простых вещей» — этот проект тоже планируется к реализации.

В целом, Школа дизайна действительно даёт возможность работать в реальных условиях, чтобы наши проекты не оставались только теоретическими. Конечно, многое зависит от куратора, но при желании можно найти рабочий заказ и согласовать его в рамках учебного модуля. Если куратор одобрит, можно реализовывать такие проекты в любой момент, независимо от того, связан ли модуль с брифом или нет.

— Насколько я понимаю, дизайнеру важно владеть разными навыками. Проходили ли вы дополнительные курсы или, может быть, планируете пройти в будущем?

— Да, я проходил несколько курсов, но не могу сказать, что они дали мне что-то принципиально новое. Например, я учился в «Яндекс Практикум» на курсе по дизайну, а также прошёл множество бесплатных курсов на платформах вроде «Bang Bang Education». Однако чаще всего мне не хватало времени на глубокое погружение в материал.

Большую ценность для меня представляют точечные мастер-классы и воркшопы. Например, скоро у Феди Аброскина будут мастер-классы по работе со шрифтами в Санкт-Петербурге и Москве. Такие мероприятия дают возможность получить конкретный полезный навык. Посещая разные мастер-классы и культурные события, можно почерпнуть много идей и улучшить свои дизайнерские способности.

Я считаю, что для дизайнера образованием может быть всё вокруг. Поездка в другую страну с фотографированием интересных объектов уже развивает тебя как специалиста. Даже поход в кино — ты всегда замечаешь дизайн афиш, меню, титров и так далее. Любое событие, в которое ты вовлечён, учит быть лучше в профессии.

— Если говорить о будущем, кем вы видите себя через 5-10 лет — в преподавании, арт-дирекшене или, возможно, в какой-то другой сфере?

— Для меня идеальная перспектива — сочетать работу арт-директора в студии с преподаванием и работой в брендинге. У меня есть внутренний запрос делиться знаниями и опытом, а также постоянно развивать навыки общения с людьми. Поэтому я точно хочу продолжать преподавать — будь то дополнительное профильное образование, бакалавриат или другие форматы.

В то же время я хочу получать практический опыт и развиваться как арт-директор. Интересно, что арт-директор — это немного другая профессия: дизайнер делает всё руками, а арт-директор в основном даёт советы и комментарии другим дизайнерам. Сейчас я чувствую себя младшим арт-директором — для меня многое ещё новое, и я стараюсь много делать сам, чтобы лучше понимать и давать рекомендации.

Планирую расти в этой профессии, возможно, занимать разные должности в разных компаниях, но точно хочу развиваться в арт-дирекшне. Одновременно с этим я хочу преподавать в НИУ ВШЭ, чтобы держать руку на пульсе, понимать, что актуально для младшего поколения дизайнеров. Возможно, я буду приглашать некоторых студентов к себе в студию — это полезно и для них, и для меня.

— Если бы вас попросили дать совет человеку, который только начинает свой путь в дизайне, что бы вы ему посоветовали?

— Я бы посоветовал ему иметь стальные нервы. В продолжение своих предыдущих ответов,  рекомендую много общаться с людьми и получать от этого удовольствие. Ведь дизайн существует именно для того, чтобы слушать людей и делать их жизнь лучше. Если ты не умеешь их понимать, будет сложно стать хорошим дизайнером.

Также важно не пренебрегать отдыхом и сном, потому что наши творческие способности напрямую зависят от того, насколько мы хорошо себя чувствуем. Если ты чувствуешь себя плохо, скорее всего, и проекты будут посредственными. Поэтому нужно соблюдать баланс между работой, учёбой и отдыхом.

Иногда хочется сказать: «Нет, я хочу отдохнуть, и пусть всё горит», но в долгосрочной перспективе такой подход принесёт больше пользы, чем постоянное выполнение рутинных дел без результата. В этой теме важно помнить о выгорании и стараться его избегать, соблюдая баланс.

Я советую прислушиваться к себе, понимать, чего ты хочешь в дизайне. Работа в этой сфере может включать разные роли: менеджера проекта, бренд-аналитика, дизайнера, иллюстратора. Важно выбрать то, что тебе действительно интересно.

— Три слова, с которыми у вас ассоциируется Питерская Вышка.

— Современность, дружба, сопричастность.